14 фото: как в России перерабатывают автомобили
Шум, скрежет, гул тяжелой техники и тысячи тонн металла. Корреспондент Recycle отправился в подмосковную Лобню, чтобы своими глазами увидеть, как утилизируются ненужные автомобили на предприятии ЗАО «Петромакс».
Сбор автомобилей
Все поступающие на предприятие автомобили проходят взвешивание на точных весах и контроль рамкой радиоактивной проверки. За последние три года работы предприятия рамка ни разу не обнаруживала радиоактивного загрязнения. За утилизацию своего автомобиля владелец не платит ничего.
Автомобили ждут своей очереди на утилизацию, располагаясь на свободных площадках предприятия под открытым небом. Тут и отечественное «старье», и инормарки с полным приводом, и редкие для России автомобили.
По желанию собственника (как правило, это касается новых авто), для порчи товарного вида может быть использована многотонная металлическая шайба, которая будет сброшена на автомобиль. «Мы не всегда утилизируем старые авто, однажды утилизировали иномарку, она была почти новая, с проблемной электроникой в двери, все наши мужчины на предприятии плакали, глядя на это», – рассказала менеджер компании Лариса Шаповалова.
ЗАО «Петромакс» активно участвовал в государственной программе по утилизации автомобилей. Были утилизированы тысячи автомобилей.
Первичный разбор
Далее автомобиль необходимо обесточить, для этого из него извлекается аккумулятор. Такой вид отходов крайне опасен, токсичные соединения металлов и опасные электролиты не должны попасть в почву, поэтому аккумуляторы помещаются в герметичный, устойчивый к едким соединениям ящик.
Обесточенный автомобиль отправляется на эстакаду, которая снизу закрыта поддоном, он защищает почву от всех сливаемых из её баков жидкостей. Затем все эти жидкости сливаются в специальные бочки.
Вторичный разбор
Следующий этап переработки – вторичный. Здесь при помощи гидравлических инструментов обесточенный автомобиль со слитым содержимым разного назначения начинают «потрошить».
Отделяют салон и кузов, снимают шины, вытаскивают двигатель с коробкой передач, удаляют электропроводку. Шины передаются на уничтожение другому предприятию, неметаллические части салона по правилам отправляется на полигоны ТБО.
Кузов
Кузов автомобиля помещается в пресс, а затем измельчается на крупные куски мощнейшей гильотиной – гидравлическим прессом-ножницами.
Измельченный кузов – это черный лом, его вывозят только железнодорожными вагонами. На выходе с предприятия вагон с содержимым повторно сканируется рамкой на радиацию.
Двигатель
Двигатель и коробку передач гидравлическими ножницами делят на небольшие части. После этого они поступают в «большую дробилку», где раздробленное разделится на две фракции в зависимости от размера.
Обе фракции затем будут разобраны вручную. Здесь из них извлекут полезные металлы на продажу. Это одна из наиболее ценных частей автомобиля.
Если брать в расчет средний вес автомобиля примерно равным одной тонне, то с него завод получает: примерно 750 килограммов железа, включая двигатель. Из двигателя – примерно 10-20 килограммов алюминия. Медь: провода и то, что получается после дробления из стартеров и генераторов, а это 3-5 килограммов.
Резина: одно колесо весит 7-10 килограммов. Стекло: около 30 килограммов. Обшивка салона (пластик или текстиль): 70-100 килограммов. Технические жидкости: тосол, бензин, масло, тормозная жидкость. Если они представляют ценность, то жидкости продают различным предприятиям.