15 самых ярких тезисов дискуссии о решении проблем экологии
Strelka дискуссия лекция Стрелка

15 самых ярких тезисов дискуссии о решении проблем экологии

9 сентября в Институте «Стрелка» состоялась публичная дискуссия о массовом потреблении с точки зрения экологии. Recycle публикует самые яркие высказывания ее участников.

Участники:

  Алена Юзефович, автор проекта по сбору батареек в MediaMarkt Дмитрий Кавтарадзе, заведующий лабораторией управленческого моделирования факультета государственного управления МГУ М. В. Ломоносова, доктор биологических наук Виктор Вахштайн, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат социологических наук Юлия Зарипова, руководитель маркетинговых коммуникаций «М.Видео» Слава Лихачев, дизайнер, SlavaArt Полина Васильева, психолог Елена Смирнова, модератор дискуссии, эксперт фонда «В ответе за будущее», кандидат экономических наук   21295718136_9c5254a213_o

Алена Юзефович: На самом деле, планете глубоко все равно, выживем или нет. останутся здесь крысы с тараканами после ядерной катастрофы или мы как-нибудь все благополучно досуществуем до следующего тысячелетия. У планеты по человеческим меркам в запасе бесконечное количество времени для того, чтобы из оставшихся после нас видов сформировать что-нибудь новенькое. В этом смысле проблема скорее у нас, потому что это мы от нее зависим, а не она от нас.

21321971695_b34bf15bf3_o

Полина Васильева: В этом смысле когда мы говорим об обществе потребления и человеке, например, большая часть людей не различает собственные потребности. Например, у человека существует какое-то количество представлений о том, как он должен жить, но при этом если спросить у него: «Что ты сейчас хочешь? Ты почувствуешь вообще, есть в тебе какое-то желание? Реально оно присутствует? Ты можешь задуматься над тем, каким способом ты его хочешь выполнять?», тогда у человека начинаются проблемы.

21134104488_97c86f67cf_o

Виктор Вахштайн: В современной ситуации экономического кризиса социологи и инженеры должны работать вместе, чтобы затормозить техническими средствами процесс расходования денег. В прошлом году MIT Media Lab выпустила гениальный кошелек. Он называется «Smart wallet», он знает, сколько у вас денег. Когда ему кажется, что вы тратите чуть больше, чем нужно, его становится тяжело открыть. Он физически не дает вам вытащить из него купюру или кредитную карточку. В какой-то момент, когда ему кажется, что вы совсем перебрали в этом месяце, вам приходится вступать в единоборство со своим кошельком, потому что последние 100 баксов он вам просто не отдаст. Ходите, как дурак, с захлопнутым кошельком.

21321972975_3c1deccff1_o

Елена Смирнова: Когда вещи будут хорошо работать, с экологической точки зрения, они будут меньше ломаться. Мы перестали чинить вещи, мы вообще вещи не чиним, не отдаем в ремонт. Кто пытался отдать в ремонт, знает, что починить блендер дороже, чем купить новый.

20700883513_685f1b4cac_o

Алена Юзефович: Если мы продолжаем жить на том уровне жизни, на котором живем сейчас, то уже сейчас для того, чтобы производить все то, что мы потребляем и выбрасываем, нам нужно полторы планеты. Мы не помещаемся. Если мы продолжим в том же духе, то к 2030 году нам уже будет уверенно нужно две планеты, то есть все, что мы съели за год – для этого нам нужно работать два. К 2050 году у нас есть реальный шанс подобраться к трем планетам.

Полина Васильева: Чаще всего у нас есть некий навязанный канон: киношка, шоколадка, жвачка у телека, развлекательная книжка, выезд в торговый центр. Дети ездят гулять не в парки, а в торговые центры. Присутствует понимание прожигания жизни, когда у нас действительно очень много времени съедается на работе.

Виктор Вахштайн: В России мы всегда можем сказать, что стратегии потребления практически полностью коррелируют с количеством разных социальных связей, которые у вас есть. Соотношение сильных и слабых связей, доверительных или нет.

20700883513_685f1b4cac_o

Алена Юзефович: Надо понимать, что по всему миру люди по-разному потребляют. Например, прокормить американца стоит четыре планеты, а чтобы прокормить бедного индонезийца, в общем, хватит и одной и еще останется. В данном случае, когда мы говорим о количестве планет, мы крадем не у себя, не у природы, у планеты. Мы крадем у завтрашних людей. Это глобальный банк, из которого мы уже сейчас берем в надежде, когда-нибудь там проценты будут, кому-нибудь останется. Надо понимать, что есть реальный шанс, что к 2050 году ничего не останется.

Елена Смирнова: Мы привыкли говорить про российский кризис. Если вы обращаете внимание на экономические новости из других стран, кризис везде, просто курсы валют не меняются. Повышаются цены именно от базовых, исходя от начала года. В ЕС в разных странах по-разному, но примерно в 1,4 раза повысились цены на все услуги с начала этого года. Общество перепотребления, которое было, уже не может позволить себе такие вещи. Это связано не только с ресурсами как таковыми, но еще и с экономической моделью.

Алена Юзефович: Лучшее, что вы можете сделать на работе - перестать пользоваться бумагой. Читать с экрана. На сегодняшний день существует разнообразное количество технологий, которые позволяют вам от бумаги в офисе отказаться вообще. Казалось бы, это довольно существенный кусок экологического следа вашего офиса. Способов обойти те лимиты, которые мы имеем сейчас, довольно много.

21295711296_8ffe7ed31e_o

Елена Смирнова: Когда мы говорим об охране природы, мы ее для себя хотим сохранить, а не для природы как таковой, для самоцели. Один из самых важных механизмов – все-таки просвещение, потому что образование – это немножко другое. А просвещение… Мы перестаем об этом писать и говорить, а ведь эти проблемы касаются каждого.

Виктор Вахштайн: Россия – единственная страна в данном случае, где доверие между людьми обратно пропорционально связано с доверием власти и институтам. Во всем мире, который попадает в выборку, чем больше люди доверяют друг другу, тем больше уровень доверия социальным институтам, от банковской и налоговой сферы и до здравоохранения. В России доверие между людьми растет, доверие институтам пропорционально падает. Сегодня более половины людей в стране предпочтут умереть в процессе самолечения, но не пойти в поликлинику.

21133881400_fd74f23a2c_o

Елена Смирнова: В Швеции 99,9% производств признаны абсолютно экологически безопасными, вот просто совершенно. Производства на территории Швеции. При этом все шведские члены правительства, которые крайне доступны, в отличие от наших, приходят на все светские мероприятия.

Полина Васильева: Больше всего планета страдает от производственных процессов. В стране должны быть приняты адекватные законы. Эти законы должны обязывать промышленников заниматься экологической утилизацией своих отходов, в том числе, не плодить пластиковые упаковки. Пускай нам продают мороженку, как в Советском союзе, которая была обернута в экологичную упаковочку, и все было нормально.

Елена Смирнова: У нас проблемы с потреблением, потому что СМИ, телевидение, иностранные фильмы и корпорации навязывают нам наибольшее потребление.