Что такое экологичный туризм
Объясняем, чем тур на природе отличается от настоящего экопутешествия, а также рассказываем о главных направлениях экологичного туризма в России.
Использовать слова «туризм» или «тур» с приставкой эко- догадались в 1970-х годах. Тогда это слово что только ни означало – и альтернативный, нонконсьюмеристский подход к путешествиям, и просто туры с посещением природы. Однако в 1990 году появилось официальное международное сообщество экотуризма, которое определило два ключевых компонента экотуризма: не нанесение вреда окружающей среде и улучшение благосостояния местных жителей (разумеется, не только за счет денег). К последнему, к примеру, относится помощь в сохранении местной культуры, обычаев и традиций.
Экологичный подход часто декларируют крупные международные компании. Гостиницы переходят на моющие средства, которые не загрязняют воду, и призывают посетителей бережнее пользоваться полотенцами, чтобы сократить число стирок. Некоторые курорты возводят бунгало из сертифицированной древесины, строят дома из бутылок, нагревают воду на солнце, а не через бойлеры.
Елена Книжникова, заместитель директора эколого-просветительского центра «Заповедники»
У экологического туризма есть описание, принятое во всем мире, которое мы принимаем для нашей работы. Экотуризм – это «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» (Международный Союз охраны природы).
В последнее время внутренний туризм особенно востребован. В России сейчас 150 федеральных заповедников и национальных парков и все они развивают возможности экологического туризма. К сожалению, это не быстро. Необходимы серьезные вложения в инфраструктуру, особенно экологичную.
Во многих территориях возможно только посещение эколого-просветительских объектов, а проживание и питание палаточное. Лично мы активно развиваем программу по вовлечению местных жителей в развитие туризма. Ведь можно приехать на заповедную территорию, а поселиться и питаться у местных жителей. Но это тоже очень большая работа, требующая федеральной и региональной поддержки.
Ольга Борте, пресс-секретарь «Чиптрип»
Сейчас все популярнее становятся такие внутренние направления, как Алтай, Байкал, Камчатка, Карелия. Люди интересуются экотуризмом, но нельзя сказать, что тема массовая. Вопрос, скорее, в том, что нужно много и правильно рассказывать о возможностях внутреннего экологического туризма.
С точки зрения зарубежного направления, это всегда было популярно: экспедиции в джунгли, приключенческие туры, сплавы и восхождения, самостоятельные регаты с остановками в диких бухтах, ночевки в домиках на деревьях, юртах и кэмпах посреди вечных льдов. Просто это не всегда называется именно термином «экологический туризм».
Крупных российских компаний, у которых акцент именно на экологически ответственном подходе к формированию массовых туристических продуктов, я не знаю. Зато есть масса нишевых игроков, в том числе небольшой туроператор «Дерсу Узала», эко-центр «Заповедники», которые активно занимаются этой темой уже много лет.
Ольга Ситник, основатель туристического агентства ExploRussia
В нашей компании мы разработали всеобщий экологический подход к путешествиям, к тому, как мы работаем с нашими гостями и подрядчиками. Главная идея, чтобы развивать местные, локальные экономики, нанося наименьший вред окружающей среде. Мы в Берлине выступали в прошлом году с нашим видением, как это делается в России. И, к сожалению, мы пока единственная компания, которая осознанно это делает. У нас есть даже своя политика, как мы делаем такие вещи.
В нашем ракурсе экологичность путешествий заключается в том, что ты приезжаешь и общаешься с местными людьми, помогаешь им и в экономическом плане, и в плане сохранения традиций.
Например, летом мы возим небольшие группы туристов для нашего немецкого партнера по Транссибирской магистрали. Небольшие, камерные группы людей, почти индивидуальные группы. У них есть день на Байкале, когда они идут в небольшой поход вдоль озера, делают небольшой пикничок и возвращаются обратно. Мало кто из туристов знает, что это заповедная зона и что в национальный парк нужно покупать билеты.
В билетами все довольно нетривиально (нужно найти в поселке Листвянка офис, успеть в часы работы и так далее). То есть любой среднестатистический русский человек точно этого делать не станет. Но мы покупаем билеты, потому что знаем, что эти деньги должны пойти на поддержание национального парка, а мы все-таки входим на его территорию.
И особенно трогательно, когда на обратном пути мы с туристами несем не только наш мусор с пикника, но и подбираем по дороге пластик, оставленный другими посетителями. Также наш местный гид-проводник обязательно рассказывает про особенности именно той зоны, где мы находимся, чтобы люди знали, какие растения, животные характерны для местности, кого здесь «охраняют».
Другой пример – мы всегда стараемся пользоваться общественным транспортом во время всех наших туров (за исключением поездки в аэропорт). Это часто быстрее, правильнее с точки зрения экологии, да к тому же убирает барьер между туристом и страной, куда он приехал.
Преимущественно наше агентство ориентировано на иностранцев, но этим летом мы готовим предложение для людей из России. Будем делать, например, technical detox на Байкале и в Карелии.