22 февраля 2014

Зеленая корпорация:15 экологическихинициатив Starbucks

Автор: Егор Лавренчук

В 1992 году Starbucks заявила о новой миссии Shared Planet, которая основывается на трех обязательствах: добывать кофе с соблюдением этических норм, бережно относиться к окружающей среде, активно участвовать в жизни своих фермерских сообществ. Recycle рассказывает, получилось ли у кофейной корпорации взять на себя реальную, а не бутафорскую эко-активность.

 

Сотрудничество с Обществом сохранения природы

С 1998 года Starbucks cотрудничает с Международным обществом сохранения природы, эта организация выступает за устойчивые технологии в сельском хозяйстве и защиту биоразнообразия через изменение подходов к производству кофе. С начала сотрудничества доходы фермеров, выращивающих кофе для Starbucks, возросли на 60%, а количество плантаций, не повреждающих природного биоразнообразия, увеличилось больше чем в два раза. Справедливости ради стоит отметить, что уровень инфляции в странах кофейных плантаций также не стоит на месте.

 

 

Экспериментальная пленка

В 2009 году Starbucks вместе Global Green USA провели эксперимент. 7 кофеен сети в Нью-Йорке использовали стаканчики, изготовленные на экспериментальной фабрике при Western Michigan University. Была создана специальная пленка, которая способна перерабатываться при соединении массы со старым гофрокартоном. Дело в том что пленка, покрывающая одноразовые стаканы, сильно усложняет их переработку. А для Starbucks – это более 58 миллиардов бумажных стаканов в год, которые можно было бы использовать повторно после ресайклинга.

 

 

Конкурс на лучшую переработку стаканчиков

В поисках путей решения проблемы одноразовых стаканчиков Starbucks в 2010 году организовала конкурс Betacup Challenge. Участникам конкурса было предложено разработать стратегию решения «стаканчиковой проблемы» и оценить необходимые вводные – энергетические и финансовые ресурсы. В итоге корпорация собрала более 430 работ, которые представляют собой дизайнерские решения и идеи по мотивации потребителей. Организаторы Betacup Challenge назвали самой интересной коллективную работу Миры Холли, Ника Партриджа, Миры Линн, Зарлы Лудин и Рут Прентис. Она называется Karma Cup – это бесплатный кофе каждому десятому посетителю с тамблером. Однако были ли реализованы корпорацией хоть какие-нибудь из предложенных проектов, представители Starbucks ответить не могут.

 

 

Первые в мире керамические кружки из вторсырья

Starbucks решила не останавливаться на переработке одноразовых стаканчиков, и пошла дальше. В 2010 году корпорация наладила выпуск первых в мире керамических кружек из вторично переработанного сырья. Для их создания использовались остатки глины от старой выброшенной посуды. На «реинкарнированных» кружках в элегантной форме сообщается их непростая история.

 

 

Эко-чехол EarthSleeve

Через несколько лет после изобретения перерабатываемых керамических чашек Starbucks совместно с LBP Manufacturing и Henkel выпустили новый эко-чехол EarthSleeve для горячих чашек. Чехол содержит на 34% меньше волокнистого сырья и на 25% больше материала, подлежащего повторной переработке. По данным корпорации Henkel это позволит спасти около 100 тыс. деревьев.

 

 

Региональные эко-инициативы

В Москве в кофейне на Долгоруковской под эгидой проекта Эковики.ру прошло несколько мероприятий, направленных на популяризацию эко-движения. Активисты провели дизайнерские мастер-классы по росписи эко-сумок, а также организовали просмотры видеороликов и фильмов, один из которых – «Прекрасная Зеленая» – запрещён к показу на телевидении в России. Всё это позволило кофейне получить статус «первого зеленого Starbucks» в Москве. Правда, по словам организатора проекта Эковики.ру Татьяны Каргиной сотрудничество «первого зеленого Starbucks» и экологов продлилось недолго: с 2010 года никаких событий в кафетерии не происходит.

 

 

Глобальные эко-субботники

Три года назад Starbucks запустила глобальную программу «Месяц служения обществу». Каждый апрель во всех странах мира, где есть кофейни Starbucks, тысячи волонтеров – как сотрудники компании, так и гости кофеен – участвуют в разнообразных общественных работах, сообщает представитель кампании Елена Терехова. В основном под «общественными работами» подразумеваются горячо любимые всеми нами субботники. В Москве, например, в 2012 году субботник прошёл в парке Сокольники, в Питере в это время кофеманы и их друзья облагораживали парк «300-летия Санкт-Петербурга».

 

 

Сохранение лесов

Starbucks заботится о сохранении деревьев в зонах произрастания кофе, так как лес помогает сохранить климат в стабильном состоянии. Изменение же климата негативно скажется как на окружающей среде, так и на деятельности корпорации. Для этого, например, в 2012 году Starbucks раздала 200.000 аутентичных саженцев деревьев бразильским фермерам.

 

 

Многоразовые стаканы

В начале 2014 года Starbucks выпустила многоразовые, полностью перерабатываемые стаканы, за которые можно получить скидку при покупке кофе. Больше всего сэкономят те, кто возьмёт с собой этот стакан по пути на работу. До 11 утра в кофейнях Starbucks наливают «Гранде» в «свой» стакан за 70 рублей. Во всех остальных случаях скидка за использование стакана — 10 рублей. Так, купив 6 чашек со скидкой, можно полностью окупить стоимость стакана, только желательно это делать не сразу.

 

 

Переход на стандарт FOSR

В планах Starbucks – перейти на стопроцентную переработку бумажных стаканчиков к 2015 году. Для этого компания, в частности, переводит все свои хранилища отходов в формат FOSR (Front of Store Recycling), который был разработан в 2006 году британской некоммерческой организацией WRAP (Waste & Resources Action Programme). В 2012 году Starbucks внедрила этот формат в 24% своих хранилищ, расположенных в США и Канаде. К 2015 корпорация рассчитывает перевести в FOSR их все.

 

 

Энергосбережение

Снижение энергопотребления – это как раз тот случай, когда заботиться об окружающей среде выгодно. Starbucks ставит перед собой цель – сократить потребление электроэнергии на 25% к 2015 году. Сложно судить, насколько эта задача реализуема, например, в «первую пятилетку» компании удалось сэкономить всего 6.5% от общего объёма потребляемой энергии.

 

 

Возобновляемая энергия

Под «возобновляемой» подразумевается энергия из неисчерпаемых источников, таких как солнечный свет, ветер, дождь, приливы и геотермальная теплота. Starbucks планирует к 2015 году полностью перейти на эти источники. Впрочем, в отличие от энергосбережения, эту цель можно считать вполне достижимой. В 2012 году корпорация использовала 51% «зелёного» топлива.

 

 

Экономия воды

Starbucks последовательна в своей политике сбережения, вместе с энергией компания экономит и воду. На этом пути «кофеварам» удалось продвинуться дальше – за первые четыре года экономии потребление удалось сократить на 17.7%. Стандартно к 2015 году Starbucks ставит цель сократить потребление на 25%.

 

 

Снижение выбросов парниковых газов

Эта эко-инициатива для Starbucks весьма обременительна, поскольку более 80% от общего объёма выбросов корпорации производится кофейнями, офисами, и заводами обработки зёрен. Но и тут замечено движение к светлому будущему – в то время как выбросы парниковых газов увеличилась в целом на 5.4%, уменьшился объём эмиссии вредных веществ по отношению к количеству кафе на 0.8%. То есть, несмотря на некоторое продвижение в деле сокращения парниковых газов, развитие корпорации не позволяет зафиксировать уменьшения выбросов.

 

 

«Зелёные» кафе

Для борьбы с изменением климата Starbucks создаёт всё более и более экологичные кофейни. В этих «зелёных» кафе установлены энергосберегающие приборы, экономится вода, даже их дизайн «работает» на экологию. То есть при строительстве кофеен используются необходимые стройматериалы, подбираются соответствующие природные пейзажи, освещение и многое другое. Так, например, при выборе помещений для строительства кофеен Starbucks одним из основополагающих критериев является дневной свет. Входная дверь кафе по идее Скотта Бедбери (одного из основателей) не должна смотреть север, это позволяет чаепитию проходить при солнечном свете.