20 ноября 2015

Зачем продуктам питания нужна новая маркировка

Автор: Recycle

Общенациональный опрос россиян, проведенный АНО «Национальный исследовательский центр «Здоровое питание»», показал, что более 70% читают этикетку на продуктах и хотят потреблять безопасные и качественные товары. Исследование, в котором приняло участие 1500 человек по все стране, выявило, что россияне заинтересованы в обязательной маркировке продуктов и положительно относятся к тому, чтобы информация о составе и свойствах продукта стала более заметна и понятна.

Результаты исследования показывают, что существующая маркировка продуктов устарела и не соответствует потребностям и интересам покупателей. Требуются новые инструменты для выбора качественных и здоровых продуктов питания.

 

supermarket-737418_1920

В опросе приняли участие представители девяти регионов России: Центральный, Приволжский, Сибирский, Южный, Северо-Западный, Уральский, Северо-Кавказский, Дальневосточный и Крымский. Выборка включала как жителей мегаполисов и областных центров, так и сельское население.

Более 70% опрошенных обращают внимание на информацию о продукте, указанную на этикетке. Наибольшее внимание потребителей привлекает срок годности — за ним следит почти 90%. Второе место делят дата изготовления и состав продукта (63%). Более трети потребителей обращают внимание на массу, объем и вес.

 

2

Чуть менее трети — на страну-изготовителя, торговую марку и соответствие ГОСТу. Энергетической и пищевой ценности продукта уделяют внимание более 10% опрошенных. И всего 6% интересуются содержанием микро- и макроэлементов.

При этом женщины интересуются маркировкой намного чаще мужчин: 79 и 58 процентов соответственно. Таким образом, почти половина российских мужчин вообще не интересуется данными на продуктах питания.

Самое важное для мужчин – это срок годности продукта. Из читающих маркировку на него обращают внимание почти все (87%). А вот пищевая ценность и содержание полезных элементов в продуктах мужчинам не важна, только 6% смотрят на эти данные. Среди женщин пищевую ценность изучают 13%.

 

supermarket-949912_1920

«Важно не только контролировать срок годности продуктов, дату изготовления и вес упаковки. Важно, чтобы население начало внимательнее относиться к питательной ценности, избегать повышенного содержания насыщенных жиров и обходить стороной трансжиры.

В настоящее время сделать это сложно: этих данных просто нет на этикетке. Сейчас нужно быть почти детективом, чтобы отличить полезный, питательный продукт от того, что может нанести вред организму. Именно внимательный подход к питанию станет эффективной мерой профилактики основных заболеваний и позволит изменить ситуацию с высокой смертностью в России.

Стоит упростить или предложить новые, эффективные методы маркировки для того, чтобы большее количество людей задумывалось над тем, что они покупают и едят», – прокомментировал результаты исследования профессор, глава Национального исследовательскго центра «Здоровое питание» Олег Медведев.

 

этикетки

Введение новой, понятной, легко прочитываемой маркировки, ее размещение на лицевой стороне упаковки помогло бы тем, кому усталость или недостаточно острое зрение мешают внимательно подходить к выбору продуктов.

Согласно опросу, 27% респондентов, которые отрицательно ответили на вопрос о чтении этикеток, жалуются на мелкий, нечитаемый шрифт. Именно плохую читабельность они считают причиной того, что не изучают состав продуктов, которые покупают.

Но большинство не читающих маркировку просто не считают эту информацию важной. Треть не доверяет написанному на этикетке, считая данные недостоверными.

 

3

«Первый и очевидный шаг изменения маркировки – это увеличение шрифта, которым она написана. Об этом давно говорят, но эти поправки до сих пор не внесены. Но это лишь первый шаг. Мировой опыт показывает, что современные люди не склонны к чтению и сложному подсчету, поэтому в мире набирает популярность цветная графическая маркировка «Светофор».

Она создана по принципу всем понятного светофора: красный – стой, уровень этого элемента повышен, желтый – задумайся, и зеленый – продукт можно покупать, ничего не опасаясь», – добавил Олег Медведев.

 

этикетки2

При исследовании респондентам была предложена к рассмотрению упаковка с новой маркировкой по системе «Светофор», предложенная Центром «Здоровое питание» к внедрению на территории России.

Более 70% опрошенных признали маркировку заметной и подтвердили, что они обратили бы на нее внимание. Это в два раза больше, чем обращают внимание на существующую маркировку, которую только 35% респондентов признали заметной, при том что 25% респондентов ответили, что никогда ее не видели.

Ознакомившись с новой маркировкой, подавляющее большинство опрошенных сочли ее удобной (64%), а более половины опрошенных хотят, чтобы государство обязало производителей наносить ее на упаковку. Около половины участников опроса считают, что новая маркировка будет помогать контролировать объем потребляемых жиров, калорий, соли и вести здоровый образ жизни.

 

Web

«Маркировка «Светофор» позволит ознакомить покупателя с питательным составом, укажет процент от суточной нормы потребления и позволит с первого взгляда оценить полезность продукта благодаря цветовой шкале.

На цветную графическую маркировку «Светофор» вынесены те элементы, повышенное потребление которых может принести значительный вред здоровью. Можно будет быстрее и проще увидеть, что продукт содержит повышенный процент трансжиров или много сахара.

Красный цвет также привлечет внимание тех, кто обычно не склонен внимательно читать информацию о составе», – добавил глава НИЦ «Здоровое питание».

Современные рекомендации по питанию призывают ограничить потребление простых и известных составляющих, таких как соль, сахар, а также насыщенных жиров и трансжиров, так как при ежедневном повышенном потреблении они приводят к ожирению и заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Текст впервые опубликован на сайте АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»