Зеленая команда: как убедить супермаркеты перейти на биоразлагаемую упаковку
Московская компания «ОптиКом» наладила собственное производство биоразлагаемой упаковки из макулатуры, чтобы уменьшить количество отходов от крупных магазинов. Сейчас среди клиентов фирмы – «Азбука вкуса», «Бахетле» и METRO. У 37-летнего основателя и директора «ОптиКома» Максима Рогожко четверо детей. Он рассказал Recycle о том, как подрастающее поколение заставило его задуматься о будущем и сделать свой бизнес более экологичным.
О компании
В этом году «ОптиКому» исполнилось 15 лет. Мы начинали как компания, обеспечивающая комплексное снабжение магазинов: поставляли упаковку и расходные материалы для супермаркетов. На тот момент таких фирм было очень мало, поэтому «ОптиКому» удалось быстро занять свою нишу.
Мы поняли, что продаем пластик, который разлагается веками и почти не перерабатывается в России. А упаковка попадает на свалку быстрее, чем что-либо еще. Вскоре мы нашли альтернативу полимерам – сахарный тростник – и стали одними из первых, кто предложил российскому рынку биоразлагаемую упаковку.
Несколько лет мы привозили ее из-за рубежа, в основном из Китая, в небольших количествах из Европы. Но это было финансово невыгодно из-за колебания курсов валют и затрат на транспортировку. Кроме того, экологичность такой упаковки тоже оказывалась под вопросом, ведь дальние перевозки означают большие выбросы парниковых газов.
Тогда мы решили развивать собственное производство. В России сахарный тростник не растет, зато много бумажных отходов. Пять лет назад я познакомился с Денисом Кондратьевым, который на тот момент занимался переработкой макулатуры. Вместе с ним мы запустили проект по производству упаковки из формованного бумажного волокна (ФБВ) на Солнечногорском опытно-экспериментальном механическом заводе.
О команде
Зеленое направление в нашей компании развивают три команды: производственники, маркетологи и менеджеры по продажам. Я отвечаю за формирование стратегии и ключевые контакты, Денис Кондратьев – директор Солнечногорского завода – руководит всем процессом создания упаковки из ФБВ: от разработки до выпуска готовой продукции. Маркетологи и менеджер по экологии, Анна Сычева, занимаются продвижением нашей линейки экотоваров, обучением сотрудников, популяризацией экологичного поведения в повседневной жизни. Отдел продаж убеждает наших клиентов быть более ответственными по отношению к окружающей среде.
О продукции
Упаковка из ФБВ всем нам хорошо знакома еще с советских времен. Достаточно вспомнить бумажные подложки для яиц. Этот материал быстро разлагается в окружающей среде. Для России это особенно актуально, потому что около 95% наших отходов оказываются на свалках. Сейчас мощности нашего производства позволяют выпускать 3,5 млн единиц упаковки в месяц. Ежемесячно мы реализуем от 900 до 110 тысяч единиц продукции. Среди них – лотки для овощей, фруктов и ягод, манжеты и держатели для стаканов, горшочки для рассады, альвеолы и многое другое.
Кроме того, мы активно развиваемся в этом направлении и выпускаем новую продукцию. Недавно сделали поднос с двумя подставками под стаканы для предприятий быстрого питания. Мы изначально задумывали наше производство как мелкосерийное: если к нам обращается клиент со специальным заказом, мы можем в сжатые сроки разработать и изготовить упаковку для него. Помимо собственного производства, продолжаем расширять поставки экологичных товаров от других производителей, в том числе зарубежных.
В нашем «зеленом» каталоге более 250 позиций. Например, моющие средства для профессиональной уборки мы привозим из Европы. Там серьезно подходят к экологической сертификации, поэтому мы можем быть уверены, что все средства действительно являются биоразлагаемыми и безопасными для окружающей среды. В этом году мы также запустили услугу экоклининга. Наша бригада выезжает к клиентам – в супермаркет или ресторан – и проводит уборку с использованием экологичных средств и энергоэффективного оборудования.
О клиентах
Пока экологический аспект еще не так актуален для российских компаний, поэтому спрос на экоупаковку не очень большой. Но мы активно развиваем рынок. Значительную часть наших клиентов составляют розничные магазины. Среди тех, кто уже сегодня закупает у нас экоупаковку, – «Азбука вкуса», SPAR, «Бахетле», METRO, «Избёнка». Агрохолдинг «Выборжец» также использует для упаковки помидоров и огурцов лотки из ФБВ, которые, поглощая лишнюю влагу, продлевают срок годности овощей.
Некоторые супермаркеты сами фасуют овощи и фрукты, с ними мы общаемся напрямую. В остальных случаях схема сотрудничества с магазинами такая: мы продаем наши бумажные лотки овощным базам, они фасуют в них овощи, а затем поставляют их сетям. Налаживание поставок – заслуга наших менеджеров, которые смогли убедить базы в том, что потребительские свойства биоразлагаемых контейнеров лучше, чем у обычной упаковки. Затем выбор остается за магазинами: покупать продукты в пластике или в бумаге.
Такие кафе, как «Братья Караваевы», «Фаршмаг», «Чайхона №1» и Ploveberry, нашли нашим биолоткам неожиданное применение. Они покрывают их вощеной бумагой и используют для упаковки еды на вынос. По сути, это экологичная замена традиционным пластиковым тарелкам.
Жаль, что у нас до сих пор бытует мнение, что экологичные товары дороги и их могут себе позволить только магазины премиального сегмента. На самом же деле, наша биоупаковка лишь чуть-чуть дороже, чем ее пластиковые аналоги. Просто надо учитывать тот факт, что она продлевает срок годности овощей, а значит снижает затраты на новые поставки и уменьшает количество испорченных продуктов.
О неэкологичной упаковке
Меня очень беспокоит тот факт, что большая часть продуктов в супермаркетах упаковывается в подложку из вспененного полистирола (ВПС) и пленку ПВХ. Во-первых, продукты с большим содержанием жира (мясо или рыба) способствуют выделению из упаковки стирола, который впитывается в еду.
Процесс ускоряется, если подвергнуть подложки нагреву, а в лотках из полистирола часто продают готовые блюда – например, курицу-гриль. Во-вторых, вспененный полистирол разлагается чрезвычайно медленно – по оценкам экспертов до 1000 лет, а его сбор и переработка в России отсутствуют.
Разумеется, экологичные альтернативы такой упаковке есть. Для подложек из ВПС – это лотки из волокна сахарного тростника или пшеничной соломы. Для пленки ПВХ – это более безопасная пленка БОПП из полипропилена, а также полиолефиновая пленка, которые не содержат в своем составе хлора. Кроме того, мы сейчас запускаем производство контейнеров для пищевых продуктов из полипропилена.
Сегодня подобная упаковка производится из первичного пластика, мы же будем добавлять значительную долю вторичного сырья – до 45% – и вводить в него специальную добавку, которая будет способствовать разложению контейнера после того, как он будет выброшен.
Об экологической миссии
У меня четверо детей. С их появлением я стал больше задумываться о будущем, которое нам грозит, если мы не начнем беречь природу. Я приучаю детей ответственно относиться к ресурсам: не тратить понапрасну воду, раздельно собирать отходы. Основная цель «ОптиКома» как производителя и поставщика упаковки – уменьшить количество отходов и максимально повторно их использовать.
Помимо упаковки из макулатуры, мы также производим мешки для мусора из переработанного полиэтилена, а в ближайшем будущем начнем изготавливать продукцию из соломы.
Кроме того, вместе с нашими клиентами – розничными магазинами – мы планируем запустить проект «Экокруговорот». Он представит собой замкнутый цикл раздельного сбора, переработки и производства новых товаров из вторсырья. Пункты сбора отходов будут располагаться рядом с магазинами, что позволит накапливать большие объемы мусора. Кроме того, это удобно для посетителей. Проект даст возможность экологически ответственной части населения Москвы сортировать мусор и сдавать его на переработку рядом с домом.
Фото: Григорий Собченко