Как экоактивистка из Наро-Фоминска стала советницей главы городского округа
Наро-Фоминск экоактивистка

Как экоактивистка из Наро-Фоминска стала советницей главы городского округа

Экоактивистка Татьяна Павлова из подмосковного Наро-Фоминска привлекала внимание властей к проблемам экологии при помощи одиночных пикетов и акций. В итоге ее пригласили стать советницей главы Наро-Фоминского городского округа. Теперь Татьяна вводит зеленые стандарты в работу администрации. О том, как ей удалось привлечь внимание властей к экологии, она рассказала в рамках онлайн-конференции «Экоактивизм в России. Истории успеха».

Изначально Татьяна Павлова организовывала массовые пикеты и акции, курировала разных активистов. Но вскоре работать в команде ей надоело.

— Чувствовала себя такой нянькой. Мне говорят: надо провести пикет, люди собираются, готовятся. Накануне акции вечером задаю вопрос: «Плакаты подготовили?» Они: «Нет». Спрашивается, а зачем тогда собираемся? Я настолько устала от того, что приходится за всех все делать самой, что решила вообще заниматься этим в одиночку, проводить свои отдельные акции, — объясняет она. 

Конечно, пикеты и акции были не самоцелью — просто власти не реагировали на предложения и требования людей. 

— Обычно было так: я прихожу, говорю о своей идее. Мне в ответ: «Иди отсюда». Я сначала действую методами помягче, пытаюсь добиться своего, а потом уже перехожу к более радикальным методам. Они, конечно, часто на грани фола, потому что я то лежачие пикеты устраивала перед администрацией, то исписывала стены лозунгами, то как-то главе под дверь мусор принесла, потому что у меня плохо вывозили отходы, — вспоминает Татьяна. — Но ко всему подходила с юмором, с улыбкой, без агрессии. Всегда шутила, даже когда меня полиция забирала. Я вижу в представителях власти людей: критикую, могу проехаться по их работе, но, если хорошо делают — обязательно хвалю. 

Татьяна Павлова считает, что власти услышали ее потому, что она проявляла настойчивость, дала четко понять, что не отступит и что ее мнение должно быть услышано. 

— Когда я принесла мусор главе округа, он сказал: «Мне не нравятся ваши методы». Я в ответ: «Тогда давайте решать проблему через диалог». Я даю выбор: как вы хотите, чтобы с вами обращались — так или этак. И предложила: если не хотите, чтобы я вас терроризировала, давайте буду говорить, что нужно делать, а вы наконец-то начнете это делать, — вспоминает Татьяна. — И я стала советницей главы округа на общественных началах, стала давать ему советы. У нас все оформлено: я записываю дату и номер совета, что я хочу, чтобы он сделал, и его реакцию. И слежу, чтобы это выполнялось. 

В связке с властями Татьяне удалось многого добиться: в посёлке Селятино Наро-Фоминского района был открыт экоцентр, помещение для которого предоставила администрация. Здесь проводят экомероприятия и принимают вторсырье на переработку. Кроме того, ведется большая работа по охране природных насаждений.

— Пытаемся поменять представление чиновников о том, что это вопрос только благоустройства. Доходило даже до того, что я представителям округа показывала видео, как червячки перерабатывают листья в гумус — они не знали, что такое гумус, — смеется Татьяна. — Они у меня приняли проект по охране зеленых насаждений: я попросила провести инвентаризацию всех зеленых насаждений и привела разные примеры, как делают паспорта территорий в Москве и в Калининграде — сейчас готовят положение и будут проводить инвентаризацию в следующем году. Сейчас еще борюсь с тем, чтобы перестали косить газоны там, где это не надо. А недавно администрация сама высадила первый луговой газон — я только объяснила, как это делать. 

Но Татьяна признается, что скорее всего дальнейшая работа администрации будет вестись уже без нее: девушке оказалось сложно работать с бюрократической машиной. 

— У многих активистов есть такой опыт, что пишешь обращения, а в ответ отписки. И надо очень-очень сильно долбить эту стену для того, чтобы что-то получить. Так вот: если становишься советницей главы округа, ничего не меняется. Они в принципе привыкли так работать: отстаньте от нас, мы ничего не хотим, не хотим никаких реформ, не хотим ничего менять. Поэтому все идет с таким скрипом, — признает Татьяна. — На моем месте должен быть спокойный, уравновешенный человек, который будет как дятел долбить-долбить-долбить этих чиновников, ходить по кабинетам, прозванивать их постоянно и контролировать, что сделано, а что нет. Я таким человеком не являюсь — очень взрывная. 

Поэтому делаю вывод, что скорее всего прекращу эту работу. Возможно,  переключу их на другого эксперта — есть среди моих знакомых Алина Козловская. Мне кажется, что она подходит по характеру, пусть учит администрацию уму-разуму. А я буду продолжать деятельность по корректировке поведения администрации, чтобы лучше слушали экологических экспертов. Буду проводить акции — это больше мне подходит.

Но я сделала для себя вывод: активистов часто обвиняют в том, что мы не конструктивные — только критикуем, но не взаимодействуем. А на самом деле я поняла, что можно взаимодействовать с администрациями и решать вопросы спокойно, главное, чтобы был подходящий характер.