Экоинструкция: Как организовать своп-вечеринку
гоп своп как организовать обмен одеждой своп своп-вечеринка экоинструкция

Экоинструкция: Как организовать своп-вечеринку

В последнее время все большую популярность набирают своп-вечеринки. Люди приносят ненужные вещи и при желании могут забрать что-то взамен. Обмен одеждой (и не только) происходит под ненавязчивую музыку или фильмы. Своп-вечерники бывают обычные и тематические. Они проводятся как в квартирах, так и в офисах, кафе, барах и на других городских площадках. Это отличный способ не только экологично избавиться от лишнего, но и совершенно бесплатно приобрести классные стильные обновки.

Об особенностях и правилах проведения таких мероприятий Recycle рассказала Полина Клёнова-Ленская, одна из организаторов регулярных вечеринок «Гоп своп».

Как проходят своп-вечеринки

-- Есть несколько вариантов проведения свопа: где-то ты получаешь за каждую принесенную вещь талончик, который можно обменять на другую вещь, где-то все встают в круг и по очереди представляют каждый предмет одежды, рассказывают ее историю, читают лекции, мы же предпочитаем более свободный формат.

Люди приходят, приносят свои вещи (мы просим приносить не больше 7, чтобы не было завалов одежды) и забирают столько, сколько считают нужным (три, больше семи, ни одной). 

Часто люди стесняются приходить совсем без вещей, но мы считаем, что это наоборот здорово, ведь они помогут другим людям разобрать шкафы. Еще мы всегда прописываем и проговариваем, что все принесенные вещи должны быть в хорошем состоянии, чтобы другим людям потом было приятно ими пользоваться.

Наш своп длится несколько часов и за это время посетители могут сесть отдохнуть в чилл-зоне, выпить кофе, пообщаться с другими людьми.

Об организаторах

Мы организуем своп втроем: Настя Акулинушкина, графический дизайнер и студентка школы дизайна ВШЭ; Румия Ахмелетдинова, координатор в «Кооперативе Черный» и я, Полина Клёнова-Ленская, комьюнити-менеджер женского издания Curious.ru и автор кофейного телеграм-канала «да бл* би».  

Для нас важно осознанное потребление и близка идея low waste (минимум отходов), поэтому мы заинтересовались темой свопов, как возможностью дать вторую жизнь вещам и найти что-то классное, не прибегая к помощи магазинов (reuse).  

В сентябре 2018 года мы все вместе встретились на свопе у меня и решили, что нужно сделать еще один вместе, но побольше, в дружественной «Сосне и Липе» – так и началась история «Гоп свопа».

Где и как часто проходят своп-вечеринки

Мы проводим своп раз в месяц по воскресеньям на разных площадках в центре Москвы. У нас есть «домашняя площадка» – «Сосна и Липа» – но кроме этого мы проводили свопы в «Циферблате» на Кузнецком мосту, в Val Coffee, «Энтузиасте»

Мы решили, что наши мероприятия должны проходить регулярно, так как часто бывает, что ты видишь новость о свопе случайно на Фейсбуке и не знаешь, будет ли что-то еще подобное. 

А так люди подписываются на нас и знают, что раз в месяц будет своп, мы повесили расписание с нашими темами до лета этого года. Мы решили не делать чаще, так как для нас это приятное увлечение и мы хотим, чтобы оно оставалось приятным и мы не «перегорели».

Финансирование

Наши вечеринки бесплатные. Мы договариваемся с площадкой: можем ли мы провести своп, не помешаем ли другим посетителям. Гости свопа чаще всего заказывают кофе, пиво или еду – это плюс для кофеен и баров. Собственно обмен бесплатный и посещение свопа тоже бесплатное. Расходы на такси мы оплачиваем из своего кармана.

17 марта 2019 года наш своп был платным, так как «Циферблат» берет оплату за время, но мы договорились, чтобы «входной билет» стоил 300 рублей. В эту стоимость были включены кофе, чай и угощения. 

Половину собранной суммы – 11 тысяч рублей – мы перевели в приют «Всем по собаке», а вторая часть пошла «Циферблату».  

Тематика своп-вечеринок

У наших свопов есть тематика: только черная одежда, хобби, кухня, джинса, новогодний – мы чередуем одежду (+ аксессуары) и другие вещи, чтобы не было завалов вещей на свопе и при этом люди могли освободить не только гардероб, но и другие комнаты.

Одежду мы раскладываем по типам: отдельно стол с низом, верхом, аксессуарами; платья и верхняя одежда – на рейле. На ближайшем свопе с одеждой планируем еще сортировать вещи по размерам, чтобы было удобнее искать подходящие. 

Мы встречаем всех пришедших, объясняем, как у нас тут все устроено и отвечаем на вопросы.

Посетители своп-вечеринок

К нам приходят девушки, женщины, парни и мужчины (мы проводим унисекс своп), кто-то часто ходит на свопы, а кто-то попадает впервые. Примерный возраст наших посетителей – от 20 до 30 лет. Как правило, это женщины. Мужчины приходят как сами, так и за компанию. У нас есть костяк людей, которых можно увидеть на каждом свопе или через своп. На мой взгляд, новых и постоянных посетителей примерно поровну.

Прийти к нам может любой желающий. Мы создаем страницу мероприятия на Фейсбуке, смотрим, кто отмечается, но специально регистрацию не делаем.

Мы анонсируем свопы в наших соцсетях и в своих личных аккаунтах. Пишем экоблогерам, городским медиа, телеграм-каналам с мероприятиями вроде «Привет, не хочешь сходить» или «Мама, я в Москве» и просим, чтобы они рассказали о нас на своих ресурсах. Также работает «сарафанное радио»: те, кто к нам уже ходил, приводят подруг и друзей.  

Развлекательная программа

Мы пока не делали лекции и отдельную развлекательную программу. Иногда это бывает неловко и неуместно, так что хотим все тщательно продумать, прежде чем проводить что-то подобное. У нас на свопе негромко играет музыка (всей командой очень любим подборки Deep Fried Friends).

О невостребованных вещах

Мы отвозим одежду и обувь в боксы Charity Shop, книги относим в буккросинг в библиотеку Достоевского, а все остальное – на проект «Свалка». Собираем все в ашановские сумки, заказываем такси и отвозим сами. Если осталось что-то супер классное, то забираем и приносим на следующий своп.