Еда и экология: главные тренды 2019 года
еда тренды экопродукты

Еда и экология: главные тренды 2019 года

В последние годы экобезопасность становится все более важным критерием для пищевой промышленности. В 2018 году мировой рынок экологически чистых продуктов продолжал расти. Органическая еда пользуется все большим спросом у потребителей. Чего ждать отрасли от 2019 года? По данным исследовательско-консалтинговой организации Ecovia Intelligence, он будет важным для пищевой индустрии. Компания поделилась своими прогнозами на нынешний год и обозначила главные тренды.

Органические продукты становятся мейнстримом

Теперь это не экзотика, найти которую непросто. Продажи экологически чистых продуктов продолжат расти, их станет все проще покупать в обычных розничных сетях массового рынка, в супермаркетах и даже дискаунтерах.

В Европе и Северной Америке основные предлагающие органическую пищу бренды, принадлежат крупным супермаркетам. По мнению исследователей, продукция таких компаний будет становиться все популярнее. 

В некоторых странах ведущие производители, предлагающие экологически чистые продукты, уже сами стали крупными частными торговыми марками - например, Coop в Дании и Loblaw в Канаде.

Рост популярности пищи растительного происхождения

«Альтернативные» продукты стали появляться после Veganuary (движение, появившееся в 2014 году и предлагающее отказаться от мяса на весь январь, к 2017 году к нему присоединились 60000 человек). 

Тогда новички-вегетарианцы с радостью покупали «рыбные палочки», приготовленные без рыбы, «куриные грудки», в составе которых не было курицы, и разработанную в Азии «свинину», созданную из белков гороха, риса, сои и грибов шиитаке. 

В 2019 году стоит ожидать больше подобных «заменителей», продуктов, похожих по вкусу на мясо и рыбу, но при этом этичных и вегетарианских.

Особое внимание к экологической безопасности упаковки

Проблема с захламлением планеты пластиком уже настолько остра, что беспокоит многих покупателей - о свалках в океанах сегодня слышали почти все. Под давлением общественного мнения производители вынуждены искать новые решения для упаковки продуктов. 

Можно ждать, что в 2019 году все больше компаний, производящих экологически чистые продукты, обратятся к таким материалам, как биополимеры, либо найдут другие, не связанные с пластиком, варианты.

Стоит ждать прорыва в инновациях. Вдохновляющие истории уже есть – по информации Ecovia Intelligence, компания EOSTA запустила лазерную маркировку и за один год сэкономила 6,3 миллиона пластиковых деталей.

Голландская сеть супермаркетов Ekoplaza привлекла внимание всего мира, открыв отделы с продукцией в биоразлагаемой упаковке. В их «отделе, свободном от пластика» мясо, рис, соусы, шоколад, свежие фрукты и овощи, молоко продавались в упаковке из стекла, металла, картона и инновационных биоматериалов. 

Можно предположить, что все больше розничных продавцов натуральных и экологически чистых продуктов будут искать замену пластику, а также стремиться воплощать в жизнь концепцию розничной торговли без отходов.

Инвестиции и приобретения компаний

Бренды, создающие экологически безопасные продукты, становятся все более привлекательным вариантом вложения средств. Также выгодно и приобретать небольшие фирмы, производящие органику. 

Крупные транснациональные корпорации проявляют интерес к специализирующимся на производстве такой еды предприятиям. К примеру, один из мировых лидеров отрасли, британско-нидерландская компания Unilever недавно приобрела нидерландского «Вегетарианского мясника». 

Еще раньше она же купила Mãe Terra, один из главных органических брендов в Бразилии, и Pukka Herbs, британскую фирму, производящую органический чай. 

Подобные процессы происходят в Азии и в США. Причем речи идут о серьезных сделках. К примеру, Danone выложил за присоединение Whitewave Foods американской компании, специализирующейся на производстве и продаже напитков на растительной основе и органических продуктов, 12,5 миллиарда долларов, а Amazon приобрел Whole Foods Market, сеть супермаркетов, предлагающую продукты питания без искусственных консервантов, красителей, усилителей вкуса, подсластителей, за 13,7 миллиардов долларов.

Маркировки, говорящие об экологической безопасности и этичности продукта

Среди особенно популярных вариантов - «Без ГМО», «Веган» и «Без глютена». Доля рынка сертифицированных товаров и дальше продолжит свой рост. Сегодня уже более трети всего кофе, четверть какао и почти пятая часть чая производятся компаниями, прошедшими добровольную сертификацию. 

Ожидается, что все больше крупных компаний разработают собственные схемы и будут приобретать этичную продукцию по примеру Starbucks (запустившего CAFÉ Practices, программу кофейной и фермерской этики).

Рост влияния миллениалов

Миллениалы, те, кто родился в конце 80-х – начале 90-х годов, сегодня среди самых активных покупателей экологически чистых и органических продуктов. 

В некоторых странах больше половины всех потребителей органики относятся именно к этому поколению. Они будут все сильнее влиять на рынок - их покупательная способность растет с каждым годом. 

Миллениалы предпочитают делать покупки онлайн, так что Amazon и подобные интернет-магазины неслучайно интересуются компаниями, производящими экологичные продукты.

Не только органика

Больше внимания обращают и на этику. В прошлом году в США запустили схему Regenerative Organic Certification. Эту сертификацию разработал Институт Родейла. 

Принципиальные новшества - к стандарту USDA organic добавились такие показатели, как социальная справедливость, защита прав животных и сохранение почвы. 

Проект поддержали 42 лидирующих органических бренда США. А в Европе, Австралии и Азии все больше внимания привлекает стандарт Demeter. Соответствовать ему стремятся продвинутые предприятия, готовые к еще более строгим стандартам производства и выращивания продукции.

Впрочем, хотя международный органический рынок растет, Ecovia Intelligence предполагает рост числа частных стандартов – в разных странах свои требования к органике. Общих критериев пока выработать не получается.