20 фото: Посмотрите на экологичный магазин просроченных продуктов в Германии

20 фото: Посмотрите на экологичный магазин просроченных продуктов в Германии

В Берлине все большей популярностью пользуются магазины SirPlus, в которых можно купить продукты с истекшим минимальным сроком годности. Recycle побывал в магазине, где мы узнали, как создатели SirPlus спасают продукты и зачем берлинцы покупают просроченные товары. 

По статистике, по всему миру в мусорных контейнерах оказывается 1,3 млрд тонн продуктов питания ежегодно. Из них в Германии - 18 млн тонн.

Самая большая доля выбрасываемых продуктов приходится именно на домашние хозяйства, а не на рестораны и магазины, как можно было подумать.

В Германии активно развивается движение фудшеринга, а также другие виды спасения продуктов - например, мобильное приложение Too Good To Go, которое позволяет купить за небольшую сумму ненужные продукты, оставшиеся после рабочего дня в кафе и ресторанах.

Другой бизнес-идеей стал берлинский стартап SirPlus - магазин по спасению продуктов. Его основал вместе с друзьями в конце 2017 года экоактивист Рафаэль Фелльмер (Raphael Fellmer). Главная цель проекта - спасти продукты, которые в большом количестве выбрасываются в Германии.

"Спасать продукты - это круто и сексуально. Это должно стать мейнстримом", - говорит директор магазина Рафаэль Фелльмер.

В магазине площадью 450 кв.м представлены около 300 наименований продуктов.

В магазинах можно купить остатки продуктов: например, фрукты и овощи, соки, пиво, смузи, сладости, чипсы, снеки и многое другое. У многих товаров уже истек минимальный срок годности (по-немецки Mindesthaltbarkeitsdatum, MHD), что, впрочем, не значит, что продукты нельзя употреблять в пищу.

"Никто не запрещает продавать такие товары, но в любом случае их нужно поскорее съесть", - рассказывает Фелльмер.

Производители продуктов питания, политики и ученые давно требуют ввести двойное обозначение для срока годности товаров.

Так, на  упаковках с йогуртом, молоком и других продуктах в будущем будут стоять два срока годности. Один будет означать, сколько товар может находиться в магазине, по второму можно будет определить, сколько дней он еще будет считаться съедобным.

В магазине для покупателей висят вспомогательные таблички, на которых их призывают полагаться на свои чувства и покупать продукты, предварительно, например, понюхав их. Большинство товаров, представленных в магазине, сделаны по ошибочному заказу.

Например, тысячи упаковок с крекерами были специально произведены для немецкой авиакомпании Air Berlin. Когда авиакомпания обанкротилась, никто не хотел забирать заказ. Чтобы спасти крекеры от мусорного контейнера, их выставили на продажу в магазине по смешной цене в 5 евроцентов.

В магазины поставляют продукты более 200 поставщиков, в том числе крупные производители био-товаров, большие рынки, экопредприятия, а также небольшие местные производители.

За свою активность в спасении продуктов питания компания получила в 2018 году премию "Слишком хорошо для мусорного контейнера"  (Zu gut für die Tonne) Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии.

Основателям проекта удалось за несколько лет сделать тему пищевых отходов популярной в немецком обществе. Так, в 2017 году авторы проекта запустили краудфандинговую кампанию в сети, чтобы собрать стартовый капитал для открытия магазина в размере 50 тыс.евро.

В конце акции 1700 ее участников пожертвовали почти в два раза больше. Кроме того, владелец дома в берлинском районе Шарлоттенбург предложил им не платить арендную плату за помещение. Так появился первый магазин, спасающий продукты.

Вскоре после открытия на полках магазина можно было найти только 30 продуктов от пяти поставщиков. Но ситуация постепенно улучшалась. По подсчетам SirPlus, с момента открытия первого магазина его клиентами стали более 100.000 человек.

Все вместе они спасли более 500 тонн продуктов.

Покупателей привлекает не только низкая цена за биотовары, но и возможность проявить свою экологическую ответственность.

Сейчас в магазине развита сеть поставщиков со всей Германии. Впрочем, продается лишь то, что уже нельзя отправить в благотворительные организации.

В эти же социально значимые проекты, вроде Berliner Tafel - организации, в которой все нуждающиеся могут получить еду, организация SirPlus отправляет 20 % своей прибыли.

С некоторых пор у SirPlus появился онлайн-магазин. При заказе на сумму более 29 евро покупателей ждет бесплатная доставка.

Цены в магазине начинаются от пяти евроцентов. Хлеб можно купить в зависимости от сорта от 80 центов до 1,5 евро, булочки - от 10 до 15 центов, снеки и фруктовые напитки обойдутся примерно в 1 евро.

В магазине предлагают наборы в упаковках, так Bio-Retterbox можно купить за 30 евро, в ней будет собраны био-продукты.

Упаковать купленный товар можно в экологичную упаковку, продающуюся здесь же - экомешочки и многоразовые сумки.

Статистика в Германии ужасает: каждую минуту в стране выбрасывают столько продуктов, сколько уместилось бы в целом грузовике. Поэтому создатели SirPlus не собираются останавливаться.