Как информировать потребителей по всему миру об экомаркировках
потребители Экологический союз экомаркировки

Как информировать потребителей по всему миру об экомаркировках

В начале марта директор Экологического союза Юлия Грачева выступила экспертом на ежегодной встрече многостороннего консультативного комитета программы по информированию потребителей Сети «Одна планета» (MAC CI SCP), созданной ООН в поддержку 12-й Цели устойчивого развития «Обеспечение перехода к рациональным моделям производства и потребления».

В связи с эпидемиологической обстановкой некоторые делегаты в последний момент не смогли лично прибыть на встречу, проходившую в столице Бразилии, и ограничились онлайн-участием. Тем не менее, членам комитета удалось продуктивно поработать: рассмотреть проекты, реализуемые в рамках программы в данный момент, и подробно спланировать работу на 2020-2021 годы. 

Участие в событии приняли эксперты таких организаций, как:

·        Министерство окружающей среды Германии;

·        Программа ООН по охране окружающей среды ЮНЕП;

·        Всемирная ассоциация экомаркировки GEN;

·        Международная инициатива по жизненному циклу (Life cycle initiative)

а также представители государственных органов и общественных организаций Великобритании, Бразилии, Парагвая, Китая, Уганды, Чили.

Экологический союз с 2019 года представляет Россию и русскоговорящие страны в многостороннем консультативном комитете программы по информированию потребителей Сети «Одна планета» (MAC CI SCP). Программа объединяет авторитетные международные организации, работающие в сфере устойчивого производства и потребления, для обмена передовым опытом, сотрудничества и совместной реализации проектов, направленных на информирование потребителей и продвижение устойчивой модели потребления. 

Цель программы — стать лидирующим в мире механизмом, способствующим достижению 12-й Цели устойчивого развития ООН «Обеспечение перехода к рациональным моделям производства и потребления». Для этого необходимо:

·        вовлекать большее количество стран;

·        распространять инструменты устойчивого производства и потребления (УПП);

·        вовлекать стейкхолдеров и обеспечивать обмен информацией;

·        демонстрировать роль УПП через успешные кейсы;

·        продвигать экомаркировки по жизненному циклу (1 типа) — именно этот тип экомаркировок, стандартизированный ИСО, получил поддержку ООН в качестве инструмента достижения 12-й Цели устойчивого развития. В России единственной такой маркировкой, признанной на международном уровне, является «Листок жизни».

Программа призвана влиять на потребителей не напрямую, а через провайдеров информации — компании, ритейл, государство. При этом амбициозная цель программы состоит в том, чтобы 50% всех товаров в торговых сетях имели корректную информацию об их устойчивости. Таким образом, при достижении цели новой нормой на рынке станут прозрачность и достоверность данных об экологичности продуктов, а также отсутствие гринвошинга в экологической коммуникации.

Инициативы о продвижении экомаркировок

В рамках прошедшей встречи были представлены инициативы участников и партнеров платформы, большинство из которых связаны с ресурсоэффективностью и циклической экономикой.  

Партнеры Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme (UNEP), Международный торговый центр (International Trade Centre (ITC), представили Руководящие принципы представления информации об экологичности товара — документ, предназначенный для производителей продукции, ритейлеров, разработчиков программ экологической сертификации, а также самих потребителей. Принципы, предложенные в Руководстве, во многом схожи с принципами ИСО 14024, и доступны к ознакомлению на русском языке. Само руководство содержит много кейсов грамотного информирования об экологичности товаров, в том числе с помощью экомаркировок 1 типа. 

Результаты своей работы представила рабочая группа по экомаркировкам, созданная при платформе для распространения в мире программ экомаркировки по жизненному циклу (1 типа, ИСО 14024). Именно эти экомаркировки признаны ООН эффективным инструментом достижения 12-й Цели устойчивого развития, так как являются независимыми и оценивают экологичность продукта на базе анализа жизненного цикла.

В рамках работы группы, которую ведут совместно GEN и UNEP, в странах Латинской Америки, Европы, Африки и Азии проводятся вебинары, тренинги, разрабатываются методические материалы. Один из вебинаров провела на русском языке директор Экологического союза Юлия Грачева. 

В данный момент при поддержке ЮНЕП реализуются два крупных проекта по развитию экомаркировки 1 типа: один для стран Латинской Америки, второй, при поддержке Евросоюза, для Молдовы, Грузии и Украины. Также рабочая группа планирует провести 8 октября 2020 года празднование Всемирного Дня экомаркировки при поддержке ООН и представителей экомаркировки 1 типа по всему миру. 

В рамках программы реализуется проект по продлению срока жизни товаров, поддерживающий циклическую экономику. Его участники представили исчерпывающие руководства для бизнесаинфографику, а также видеоролик

В этих материалах они призывают производителей выпускать более долговечные товары, обеспечивать их ремонтопригодность и возможности для апгрейда, а потребителей — отказаться от модели «взял, использовал, выбросил» в пользу культуры бережной эксплуатации, своевременного обслуживания и ремонта. Также на сайте платформы был создан специальный раздел, посвященный существующим в мире решениям по борьбе с запланированным устареванием вещей. 

Участники платформы ведут активную работу с Международной организации по стандартизации (ИСО). Сегодня стандарты ИСО утверждены для трех типов экологических заявлений: для независимой экомаркировки 1 типа по жизненному циклу (ИСО 14024), для экологических заявлений производителя (ИСО 14021) и для экологических деклараций, включающих в себя расширенную информацию о влиянии продукта на окружающую среду по жизненному циклу, но не дающих оценки (ИСО 14025).

 В 2020 году международный комитет ИСО по экологическим стандартам готовит серию просветительских материалов для потребителей и бизнеса, посвященным экологической информации на продуктах в целом и экомаркировке в частности. 

В рамках Программы по информированию потребителей также отчитался о работе ее отдельный проект по сокращению количества пластика в океанах и снижению потребления одноразового пластика. В предварительном отчете содержится обзор мировой ситуации с пластиковым загрязнением, подробная информация о существующих в мире маркировках пластика и рекомендации производителям продукции и упаковки по грамотной подаче этой информации для облегчения переработки пластиковых отходов. Сейчас отчет находится в стадии согласования, и будет опубликован в 2020 году.      

Также стоит упомянуть проекты, изучающие влияние грамотной потребительской информации об экологичности продуктов на изменение климата (от приложений по спасению еды до углеродных маркировок), и на биоразнообразие (проект Министерства окружающей среды Германии, демонстрирующий, как устойчивое производство сои или хлопка влияет на природные экосистемы). 

Наконец, Глобальная инициатива по жизненному циклу сейчас разрабатывает инструментарий для так называемого social LCA — оценки социальных аспектов жизненного цикла продукта. 

Эксперты платформы из разных стран мира единодушны в том, что потребители — это огромная сила, и для достижения 12-й Цели устойчивого развития необходимо работать с потребительской информацией на товарах. При этом особенно подчеркивается важность экомаркировок 1 типа, обеспечивающих потребителя достоверной, всеобъемлющей и независимой информацией. По всем перечисленным направлениям на встрече была спланирована дальнейшая работа на год. 

Так как программа по информированию потребителей является частью 10-летней повестки ООН по устойчивому производству и потреблению, результаты работы платформы One Planet и всех входящих в нее программ будут представлены на ежегодной экологической Ассамблее ООН (UNEA), а также на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию в Нью-Йорке.