Исследование: Почему и как покупатели выбирают экотовары
НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS опубликовали результаты исследования покупательского поведения ответственных потребителей – россиян, заинтересованных в экологичных товарах.
Сегодня тема экопродукции и ответственного потребления становится все более популярной в России, в связи с чем растет число покупателей, которые выбирают товар по признаку его экологичности.
Мотивы и критерии выбора экотоваров
Основной мотив покупки экологичных товаров для ответственных потребителей – это возможность внести личный вклад в дело сохранения окружающей среды (65,4%); почти такое же количество людей видят в покупке экотоваров пользу для своего здоровья (62,4%).
На этические аспекты производства: отсутствие тестов на животных, справедливые и достойные условия труда работников – обращают внимание 49,8% респондентов.
Главным признаком по-настоящему экологичного товара для покупателей служит официальная экомаркировка (78,6%), что довольно интересно в свете небольшого процента респондентов, действительно хорошо разбирающихся в экознаках (23,4%).
Данный показатель говорит о необходимости дополнительного просвещения экопотребителей: они понимают, что экотовар должен иметь соответствующий знак, но пока плохо ориентируются в этом вопросе.
Экологическим знаком, вызывающим у экоориентированных покупателей наибольшее доверие, стала экомаркировка I типа «Листок жизни» (44,3%) — российская экомаркировка, оценивающая экологичность продукции и услуг по их жизненному циклу («от колыбели до могилы»), признанная международным экспертным сообществом.
Среди экомаркировок I типа респонденты также отметили EU Ecolabel (36,3%). В число наиболее популярных маркировок вошли такие экознаки как BDIH (36,55), EU Organic (35,3%) и ICEA (31,7%).
Значительная доля опрошенных также доверяет маркировке FSC (36,9%), которая указывает на использование сырья из источников с устойчивым лесопользованием.
Помимо экомаркировки, россияне склонны обращать внимание на состав продукта (35,8%) – чем короче состав, тем, по их мнению, лучше – и на свою собственную интуицию в ходе поиска по-настоящему экологичного товара (25,1%).
Экопотребители специально ищут в интернете конкретный экотовар, читают о нём отзывы, покупают его в специализированных магазинах (43,5%), смотрят обзоры на специализированных онлайн-порталах и читают комментарии в сообществах по ЗОЖ в социальных сетях (36,7%), либо ищут в магазине полку с «зелеными» товарами и выбирают среди них (34,6%).
Кстати, 32,1% респондентов знакомятся с экотоваром случайно, если замечают его в магазине.
90,0% респондентов не только покупают экологичные товары, но и имеют иные «зеленые» привычки.
Например, этот вид покупателей берет меньше пакетов и использует многоразовые сумки (78,6%), экономит ресурсы (67,5%), собирает и сдает опасные отходы (67,4%).
Спрос и ожидания
Исследование показывает, что особенно спрос выражен на экологичные продукты питания (83,6%), бытовую химию (74,1%) и косметику (63,8%).
В приоритеты покупателей также вошли такие категории товаров, как одежда и обувь (26,6%), детские товары (24,9%), товары для строительства и ремонта (15,7%).
По мнению участников опроса, производителям необходимо выпускать больше экологичных продуктов питания, переходить на экологичную упаковку, а также экологизировать автомобильную продукцию и транспорт. Также ответственные покупатели заинтересованы в том, чтобы в магазинах было больше различных экологичных товаров для дома.
Самые популярные магазины, в которых сегодня, по мнению респондентов, можно найти экологичные товары, – это 4fresh, «ВкусВилл», «АШАН», H&M, iHerb, «Компас Здоровья», Mi&Ko, «Азбука Вкуса», «Джаганнат» и «Избенка».
Барьеры, сдерживающие экопотребление
Одним из барьеров, ограничивающих потребление экопродукции, является высокая цена на эту категорию товаров. Так, для многих респондентов (65,6%) цена становится основным фактором, препятствующим выбору экологичных товаров в пользу обычных. Тем не менее, большинство респондентов (94,5%) готовы платить за экопродукцию больше. Причем 38,5% покупателей согласны заплатить за экотовар, даже если его наценка достигает 30%.
Следующий по значимости барьер – сложность поиска экотоваров. Так, 63,9% опрошенных указали, что необходимые товары трудно найти: поиск и получение товара отнимает слишком много времени и усилий.
Кроме того, почти половина участников опроса (45,2%) считает, что препятствие на пути к покупке экологичных товаров – обилие псевдоэкологичных товаров. Гринвошинг (экологическое позиционирование без достаточного на это основания), столь распространенный на российском рынке, объясняет такие результаты. Это говорит о необходимости более масштабного экопросвещения в вопросах выбора экопродукции и экологических знаках.
Для повышения экологической грамотности покупателей был создан мультипликационный ролик о том, что такое экомаркировка и как этот инструмент помогает в выборе товаров и в сохранении окружающей среды.
Об исследовании
Исследование, посвященное оценке экологической грамотности и интересов ответственных покупателей в выборе экотоваров, проведено в 2018 году методом онлайн-опроса среди 1 600 человек, проживающих большей частью в Москве и Санкт-Петербурге.
Реализовано НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS при поддержке Совета министров Северных Стран, интернет-СМИ, блогеров, медиа-площадок, общественных организаций, компаний, которые поддерживают идею ответственного потребления и сохранения природы для будущих поколений.
Полный отчет исследования можно скачать по ссылке.
По всем вопросам можно связываться с Ксенией Илларионовой, тел.: +7 (812) 571-38-38, e-mail: illarionova@ecounion.ru
Текст предоставлен НП «Экологический союз». За помощь в организации материала редакция благодарит Ксению Илларионову.