11 августа 2015, 17:00

Интервью: вся правда об интернет-магазине экотоваров

Автор: Ирина Храпченкова 9224
Интервью: вся правда об интернет-магазине экотоваров

Менеджер по маркетингу интернет-магазина «Без химии» Александра Скрипник рассказала, на кого рассчитана марка Ecover, почему экосредства не могут стоить дешево и с чего лучше начать при переходе на нехимическую продукцию. Также наша собеседница развеяла несколько мифов об экологичных товарах и объяснила, в чем особенность экотренда в современной России.

- Александра, как появился магазин ООО «Без химии»?

- Его соучредительницы – Юлия Соловьева и Дина Рекунова – познакомились, когда были молодыми мамами. Обе девушки постоянно искали все самое лучшее для своих детей, в том числе гипоаллергенные средства для стирки и уборки. Дело было в 2007 году, тогда на российском рынке почти не было представлено подобных товаров. На сайте «Гринпис» удалось найти информацию про марку Ecover.

Это бельгийский бренд, он первым в мире выпустил в 1979 году работающий бесфосфатный порошок для стирки – так что Ecover можно назвать родоначальником экосредств для дома. Юлия и Дина вышли на производителей, организовали поставки товаров в России. Все начиналось с совместных закупок вместе с другими мамами, затем объемы поставок заметно увеличились. Параллельно появился проект Ecoway, в рамках которого публиковалась информация об экологичности товаров.

- Вести сегодня в экобизнес в России непросто, в законодательстве для таких компаний поблажек нет?

- Скорее всего, и не будет. Недавно не прошла очередная инициатива: речь шла о налоговых льготах для компаний, занимающихся раздельным сбором мусора. В итоге никаких поблажек не появилось.

- Вы сами не пробовали продвигать подобные инициативы?

- Нам не хватает времени на такие проекты, да и острой необходимости в подобных скидках у нас нет. Конечно, хотелось бы, чтобы компании, занимающиеся экомарками, как-то поддерживали, хотя бы льготными налогами. Но важнее, чтобы людей просвещали, объясняли, почему нужно стремиться к экологичности, как она помогает беречь себя и близких. Другой актуальный вопрос – уровень жизни. Мы заинтересованы в том, чтобы он поднимался, потому что товары, которые мы предлагаем, достаточно дорогие.

- Что можно сказать про вашу аудиторию, кого, в первую очередь, привлекают ваши товары?

- В основном это будущие мамы и те, у кого уже есть маленькие дети. Им хочется обезопасить своего ребенка, поэтому они задумываются, чем мыть посуду, что может стать причиной аллергии малыша. Те, кто однажды начинают использовать экомарку, обычно с нею уже не расстаются.

В последнее время из-за роста курса евро цены поднялись, но мы минимально наценили нашу продукцию. Даже сократили прибыль компании ради того, чтобы покупателям было полегче. Я, например, уже не могу отказаться от чистящих средств, которые мы предлагаем: слишком остро ощущаю химический запах любого другого порошка.

- Какова сейчас ваша ценовая политика, на людей какого достатка рассчитана продукция?

- Наш основной потребитель – это не премиум сегмент, а люди со средним достатком. Я бы сказала, это склонные задумываться, образованные покупатели – те, кто хочет знать, какими товарами они пользуются, кому интересно, в чем стирать любимую кофту, чтобы она не вызвала сыпи, из чего сделано средство для мытья посуды.

Значим и расход товара. Когда люди переходят на эко, то становятся экономнее, внимательнее читают упаковку. Подобные товары дороже, но зато они концентрированные, из-за этого разница в цене практически исчезает.

- Есть ли более дешевые российские аналоги экосредств?

- Экологичные марки развиваются в нашей стране, но они стоят также – потому, что все компоненты для производства товаров закупаются за рубежом. Пальмовое или кокосовое масло стоит недешево, а без него не обойтись.

- С чего стоит начать при переходе на экологическую бытовую химию, какое средство приобрести первым?

- Отлично подойдет жидкость для мытья посуды: по эффективности она одинакова с другими средствами, зато руки не страдают, потому что в составе щадящие поверхностно активные вещества на растительной основе. Ecover запатентовал промышленное получение такого типа пава, ключевого компонента моющего средства.

У пчел в гнездах был найден определенный вид дрожжей «кандида бомбикола». Теперь его выращивают в лабораторных условиях. Суть в том, что когда эти дрожжи «съедают» глюкозу и масло, то они образуют поверхностно-активные вещества (ПАВ).

- Благодаря чему ПАВ делают средство эффективным?

- Задача ПАВ – изменить воду. Она обладает поверхностным натяжением, связь ее молекул очень сильная. Для того, чтобы лучше проникать, к примеру, в ткань, ее необходимо разбивать, тогда она становится более жидкой и успешнее очищает, забирая все лишнее. Когда ПАВ попадает в воду, то они «цепляют» растворенную в ней грязь. В этом заключается «работа» ПАВ.

- Любое мыло – это ПАВ?

- Да, и кусковое, и жидкое. В зависимости от своей формулы, ПАВ могут быть более и менее агрессивными, это сказывается на интенсивности, с которой они обезжиривают поверхность.

- Ученые говорят, что ПАВ накапливаются в организме, приносят мутации и аллергии...

- ПАВ содержатся абсолютно во всех моющих средствах! Одна передача пустила страшный слух, мол, любые ПАВ – это смерть, ищите продукты без них. Нас начали спрашивать, содержатся ли ПАВ в нашем порошке и удивляться: «Как же вы можете быть эко?!». Приходилось объяснять, что без них при создании моющего средства не обойтись.

И Ecover вырабатывает ПАВ естественным путем: в чан замешивают масло, глюкозу и дрожжи. Если химическое получение этого вещества предполагает тепло, интенсивное перемешивание, а производство достаточно энергозатратно и вредно, то растительные ПАВ не вредят человеку, и их производство экологичнее.

- В чем еще, кроме выработки ПАВ, принципиально отличие обычных порошков от экологичных?

- В обычных есть оптические отбеливатели, они остаются на ткани после стирки, это такие мелкие кристаллы, отражающие свет, их получают при выработке смолы. Вещи благодаря им выглядят белоснежнее, но это иллюзия. В экохимии такие добавки запрещены, поскольку они могут вызвать раздражение. Другой минус – они не разлагаются в природе.

Также в экопорошках для стирки и таблетках для посумоечных машин не должно быть фосфатов. Этот компонент запрещен в Европе, но у нас пока разрешен. Фосфаты, попадая в водоемы, вызывают очень сильный рост сине-зеленых водорослей и водоемы зацветают, рыба гибнет и получается болото. А если фосфаты остаются на одежде, то они могут взывать раздражение кожи. В экопорошках их заменяют на цеолиты или цитраты.

- Могут ли красители использоваться в экокосметике?

- Да, красители также могут быть натуральными. Экокосметика – это не обязательно нечто серое и невзрачное! Хотя слишком яркие, кислотные цвета, конечно, явно связаны с химией. Надо обращать внимание на состав, узнавать, какие именно красители используются.

Люди произносят слово «экологичный» и часто не понимают, что оно означает. Максимально безопасный для природы и человека, вот о чем идет речь. Аллергия к экологичности никакого отношения не имеет, экологичные товары не всегда подходят для аллергиков. У Ecover есть отдельная линия для аллергиков, она проходит отдельные тесты-испытания.

- Какие мифы приходится развенчивать представителям экопроизводителей?

- Именно анионные ПАВ дают нам пену при мытье. Их содержание должно быть ограничено, но для потребителя пока привычнее, чтобы средство мылилось. Самые экологичные средства содержат больше неионных ПАВ. Еще говорят, что в экокосметике используют спирт для консервации. Но без него она просто будет скисать, других добавок же действительно нет. И компания же получает многочисленные экосертификаты, где жестко регламентируют, что можно использовать, а что нельзя.

Еще один миф: говорят, что экохимия неэффективная, продукция меньше пенится. Да, экотовары могут быть чуть менее эффективны, могут быть заметно менее действенными, чем обычные. Все зависит от марки. Сейчас производители добиваются того, чтобы их средства не уступали по качеству обычной бытовой химии. Главное – выбрать свой набор средств, который будет удовлетворять по всем значимым параметрам.

- Вредят ли экомаркам гринвошеры и как с ними бороться?

- Гринвошеры проникают в масс-маркеты, в торговые сети, говорят об экологичности, хотя речь в случае с их продукции может идти только об упаковке зеленого цвета и не более того. Они подрывают весь эко рынок: люди пользуются их средствами, потом узнают об обмане, разочаровываются и возвращаются к привычным продуктам. Больше экохимией они не интересуются.

Избежать попадания на продукцию гринвошеров можно, если внимательно изучать упаковку товара. А бороться с ними можно исключительно путем просвещения, объяснениями, чем эко отличается от неэко.

- Каким образом Ecoway занимается просвещением?

- Мы непременно организуем обучение для всех продавцов. Когда наша компания только образовывалась, то мы постоянно объясняли, что такое эко, что такое Ecover. Мы даже приходили в школы и там выступали. Сейчас мы активно сотрудничаем со СМИ, делаем листовки о том, как отличить эко от не эко. Мы запустили сбор батареек, теперь при любом заказе мы можем забрать у наших покупателей до килограмма батареек.

- Насколько вы считаете себя экофанатом?

- Когда человек приходит в эко, то он открывает для себя нечто новое, крутое и правильное. Сначала он спешит принести добро всему миру, потом это желание немного отпускает. Во всем нужен баланс. Я, естественно, фанат. Когда я устроилась в компанию, то была далека от экотемы, просто искала работу как маркетолог. Потом прочитала про Ecover, вдохновилась и поняла, что хочу работать именно здесь.

Был момент, когда я ушла полностью в эту тему, меня даже подруги одергивали. Со временем успокоилась, у каждого свой уровень осознания, и я насильно никому не смогу внушить свою точку зрения. Решила, что, если действовать аккуратно, может быть больше результатов. Работа с убеждениями – задача любого экологиста. Я знаю людей настолько увлеченных, они используют для мытья посуды только горчицу. У меня на это нет времени, я выбираю баланс, мне нужно, чтобы было эффективно и безопасно.

- Экологичность сейчас в тренде. Как это повлияло на ваш бизнес?

- Последние два года интерес к нашему бизнесу растет интенсивно. Три года назад Первый канал делал репортаж про Ecover. Мы возили корреспондентов на завод в Бельгию. После этого продажи заметно увеличились. Общий экотренд влияет, он делает этот рынок более привлекательным. Сейчас появилось много экомарок, за последние два года, наверное, штук 20.  Кризис всех коснулся, мы немного уступаем в продажах, но тренд свою роль играет.

- Насколько экологично современное российское общество?

- Экологизация общества заключается в осознанном выборе экотоваров. У нас сложилось общество потребителей – люди приобретают в  неограниченном количестве любые товары, независимо от того, нужны ли они им. Хотя нужно покупать только то, что действительно надо.

- На что российские покупатели ориентируются больше?

- Здоровье – основной мотиватор. Любая рекламная кампания построена на идее, что средства безопасны и полезны. Экология на втором плане, а хотелось бы, чтобы больше внимание обращали на экологичность.

Ecover в Европе уже обращает внимание на этот аспект, их бутылки сделаны на 25% из переработанного и на 75% из растительного сырья. Но там больше нацелены на экотренд. У нас пока важнее любовь к себе, в Европе этот этап уже прошли. А в целом соотношение думающих и не думающих людей одинаково во всем мире. Необходимо работать с ними, чтобы думающих становилось больше, и мир улучшался.

- В целом ваш бизнес сегодня прибыльный? Вы чувствуете себя нужными в России?

- Мы работаем и постоянно развиваемся. Никакого пессимизма у нас нет!

Помощь в подготовке материала: Мария Симонова.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
t.me/recyclemagru