Китайские тараканы в тропических цветах: музей «Гараж» превратился в масштабный экологический проект
выставки Гараж Грядущий мир эковыставка

Китайские тараканы в тропических цветах: музей «Гараж» превратился в масштабный экологический проект

В музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100», которая объединяет работы 50 художников со всего мира. Уникальный по своему масштабу проект на пять месяцев занял все пространство музея, включая территорию вокруг основного здания.«Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. 

По задумке кураторов, вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения не могут больше восприниматься как побочные и несущественные и должны стать значимыми в политике повседневности: производстве, потреблении, образовании и досуге.

 Лозунг выставки – «#экологияэтомы» – применим не только к представленным художниками работам, но и к самому пространству, сути проекта.

Как отмечают сокураторы Снежана Кръстева и Екатерина Лазарева, проект «Грядущий мир» постарались сделать максимально «экологичным» не только в плане представленных работ, но и в более глубинном, концептуальном понимании.

«Нам показалось очень важным отойти от понимания “экологии” как прекрасной природы, милых зверей, которых необходимо защищать, – в нашем проекте животные выступают скорее как агенты новых отношений – разума, сознания, с которыми мы должны найти новые связи,» – Екатерина Лазарева, куратор музея современного искусства «Гараж».

«Когда мы готовили проект, мы понимали, что не можем сделать выставку про экологию неэкологичной. Эта основная критика, которую выражают по отношению к арт-проектам на эту тему, – поясняет Снежана Кръстева, куратор музея современного искусства «Гараж». – Мы обратились к художникам и попросили их составить инструкции – в помощь нам.

Мы получили документы, составленные не без иронии. Например, группа Critical Art Ensemble предложила не приглашать на открытие тех художников, которым пришлось бы путешествовать до Москвы на самолёте. И действительно, мы по максимуму сократили перелеты: даже сама застройка выставки осуществлялась местными специалистами с использованием подручных материалов».

Экспозиция построена по образу космического корабля с отсеками-капсулами, каждая принадлежит отдельному художнику или инсталляции. Кураторы «Грядущего мира» стремились максимально использовать архитектуру и материалы предыдущей выставки – «Человек как рамка для ландшафта» Павла Пепперштейна

Впрочем, как заметила сокуратор Снежана Кръстева, само здания музея можно считать «секонд-хендом», ведь в советские времена его занимал ресторан «Весна», впоследствии преображенный архитектором Ремом Колхасом для «Гаража».

Открывает выставку тематический раздел «У нас нет другой планеты». Объекты  в центральном зале открытый галереи музея связаны с современностью, с проблемами, экологическими и этическими – они выступают своего рода плацдармом для проекта. 

Их объединяет то, что философ Феликс Гваттари назвал «Этико-эстетическим подходом», выявляющим проблемы окружающей среды которые приобретают все большее значение в современной реальности.

В «машинном отделении» выставочного корабля «Грядущий мир» представлены работы, связывающие культурное наследие человечества и эмансипацию природы: начиная от фламандского гобелена XVI века до появления пейзажной живописи как самостоятельного жанра.

Этот раздел выставки сопровождает перформанс группы «Гнездо» под названием «Минута недышания»: ежедневно в 19.00 будет объявляться о начале акции. Это символический жест-напоминание о том, что человечеству важно сохранить, даже покидая планету.

Основная экспозиция «Грядущего мира» – это попытка художниками осознать рукотворное влияние на окружающую среду и предвидеть, что ожидает человечество в будущем.  

Авторы переосмыслили ключевые для экологии понятия. Так, философ Тимоти Мортон, чью книгу Being Ecological команда музея совместно с издательством Ad Marginem перевела издала на русском языке специально к выставке, громко заявляет: «Это не Природа», – говоря о естественной среде обитания, а Джон Акомфра в аудиовизуальной инсталляции Purple is the new green объявляет фиолетовый символом нашей реальности – как цвета, сочетающего в себе полярные спектры: красного и синего, горячего и холодного полюсов.

Цвет самой выставки – желтый, еще не символ катастрофы, но предостережения, надвигающейся опасности. Он становится ключевым для визуального описания окружающей нас действительности, в которой «зеленая риторика» стремительно теряет актуальность. В целом одной из миссий проекта его авторы и кураторы видят поиск новых оттенков для разговора об экологии.

Выставка «Грядущий мир», которая продлится в «Гараже» до декабря 2019 года, будет значительно изменяться и дополняться. Так, с октября посетители смогут увидеть инсталляцию «Как встретить ангела» Ильи и Эмилии Кабаковых, которая разместится на прилегающей к музею территории.

Помимо самой выставки, «Гараж» подготовил несколько специальных проектов: словарь экологических терминов на языке жестов, сувенирную продукцию, материалом для производства которой послужили баннеры, вывески, афиши предыдущих проектов музея. Рюкзаки, сумки, блокноты коллекции можно приобрести в магазине «Гаража».

Сопровождать проект «Грядущий мир» будет обширная публичная программа. Так, 28 июня в рамках программы Garage Live состоится сайт-специфик перформанс норвежской художницы Тури Вронес «Губы не плачут». Оркестр из 40 перформеров озвучит пространство Атриума и входную зону «Гаража», превратив их в «рот» и «легкие» здания, что позволит почувствовать Музей как живой организм.

29 и 30 июня впервые в Музее современного искусства «Гараж» пройдет Artist talks марафон, который объединит художников — участников выставки. Тури Вронес, Гинтс Габранс, Сергей Кищенко, Стив Курц (Critical Art Ensemble), Патриша Пиччинини, Анастасия Потемкина, Мартин Росенгор (Wooloo), Боряна Росса, Тита Салина, Билл Фонтана, Мелла Ярсма, Эрвин Дриссенс и Мария Верстаппен (Driessens & Verstappen), Флориан Хаас и Андреас Вольф (группа finger) расскажут о своей практике и представленных на выставке работах, а также поделятся взглядами на проблемы экологии, взаимодействия человека и природы.

Другие события публичной программы можно найти на сайте музея современного искусства «Гараж».

Фото: пресс-служба музея современного искусства «Гараж».