Медузный коллапс: желеобразные захватили Азовское море
Азовское море превратилось в царство медуз. Рыбаки бьют тревогу: хамса скоро может полностью исчезнуть с прилавков, ведь отделять её от этой слизкой медузной массы промысловики просто не хотят. Учёные ломают голову над тем, как решить эту экологическую проблему. Что же делать с таким огромным количеством медуз, которое, кажется, с каждым годом лишь растёт?
Ценный пищевой продукт
По мнению местных властей, такая ситуация негативно отражается и на экономическом состоянии региона.
«Медуз во многих странах мира давно уже считают ценным пищевым продуктом и важным сырьём для различных отраслей промышленности. В Азии, например, их активно едят, используя в салатах, закусках, а также сушат и маринуют. В медицине, косметологии и фармацевтике из них получают коллаген и другие биоактивные вещества, которые затем находят применение в средствах для заживления ран и в популярных антивозрастных кремах», —рассказала биолог Евгения Битюкова.
Сегодня складывается впечатление, будто все эти события, что произошли в Азовском море, были всего лишь прелюдией к поистине масштабной угрозе — настоящей экспансии медуз. Ученые объясняют, ситуация связана с повышением солёности, возрастанием температуры воды (до +25 градусов) и её необычно ранним весенним прогревом. Популяция этих желеобразных существ в последние годы увеличивается стремительными темпами. Если в 2024 году их было 2,5 миллиона особей, а в 2025 году — уже около 5 миллионов, то к маю 2026 года их количество вполне может достичь 10 миллионов.
Угроза рыболовству и туризму?
В чём же кроется корень проблемы? Под угрозой находится рыболовство. Промысловикам совсем не нравится вылавливать хамсу, которая изредка попадается им «в медузном соусе». Даже прозвучало предложение временно приостановить отлов рыбы, чтобы хоть немножко сократить кормовую базу для медуз.
Как рассказала Евгения Битюкова, контроль над численностью медуз жизненно важен: их отлов может принести значительную пользу, поскольку медузы активно конкурируют с рыбой за пищу и мешают восстановлению объёмов рыбных запасов. Сейчас, к сожалению, ловля рыбы в Азовском море стала абсолютно экономически невыгодной.
И туристы тоже не в восторге от идеи купаться в этом «морском киселе», рискуя при этом получить ожоги. Отдыхающие теперь всё чаще выбирают для своего отпуска другие курорты.
Правительство ожидает от учёных конкретные предложения и решения. По их мнению, экологическая обстановка и экономические потери уже не позволяют мириться с этим «медузным наплывом». И найти действенное решение крайне необходимо в срок до 2030 года.
Азовские сказки на современный лад
Азовское море всегда вызывало особый интерес у людей. В древности его посещал сам Геродот, а на его берегах, по данным историков, обитали легендарные амазонки — прекрасные и воинственные женщины.
Народные легенды связывают название Азовского моря с духом Азовушкой — дочерью Сварога. Согласно древнему славянскому мифу, она и её супруг Велес нашли свой дом в волшебной обители на острове Буян, расположенном в акватории моря. Скандинавский археолог Тур Хейердал, посетивший Дон в 2000-2001 годах, всерьёз полагал, что Приазовье и есть тот самый легендарный Асгард, обитель богов.
Итак, «жило-было Азовское море в Ростовской области. И знать не знало оно, что в 50-е годы 20 века его судьба претерпит колоссальные изменения». Наверное, так можно было бы продолжить Азовские сказки, но уже на современный лад.
Дело в том, что в середине прошлого столетия было принято решение приступить к масштабному по тем временам строительству водохранилищ и плотин на реке Дон, что привело к резкому сокращению поступления пресной воды. Это, в свою очередь, стало причиной сокращения численности ценных пород рыб, в частности осетровых, в 10-15 раз к концу 20 века.
Позднее, в конце 2007 года, произошла крупная экологическая катастрофа в Керченском проливе. Тогда в воду попало около 1,3 тыс. тонн мазута и 6,8 тыс. тонн серы. Азовское море начало стремительно мелеть и солонеть. В 2016 году, когда концентрация соли в воде превысила 13%, начался массовый мор традиционных видов рыб. В Красную книгу были занесены некоторые породы «царских рыб», такие как осётр, севрюга, и белуга южная — настоящий символ Азовского моря.
Рыбаки крайне обеспокоены резким уменьшением численности судака, тарани и леща. Эти виды рискуют в скором времени пополнить и без того внушительный список фауны, находящейся под строгой охраной государства. Донские учёные просят сообщать о любых встречах с морской свиньёй (азовкой) — это небольшое млекопитающее без ярко выраженного «носа».
Новые вселенцы и новые проблемы
Несмотря на уменьшение и исчезновение некоторых видов фауны Азовского моря, свято место, как говорится, пусто не бывает. За последние десять лет, по словам Андрея Кондакова, старшего научного сотрудника Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН), кандидата биологических наук, появилось много так называемых вселенцев — то есть обитателей, которые совсем не являются местными: это двустворчатые моллюски, японская креветка и солнечный окунь.
«Считается, что солнечный окунь проник в нижние течения Дона из бассейна Северского Донца. А появление ранее экзотических видов связывают с тем, что их личинки (или икринки) были завезены с балластными водами судов, которые не соблюдают правила смены этого типа балласта в положенных районах: это касается и проникновения объектов марикультуры на открытые акватории (пиленгас, японская креветка и прочие)», — объяснил учёный.
В конце 2024 года произошла новая экологическая катастрофа — потерпел крушение нефтяной танкер. Тогда в морские воды попало около трёх тысяч тонн мазута. И хотя основной удар пришёлся на Чёрное море, Азовское пострадало от этого ничуть не меньше.
Летом 2025 года стала очевидной тенденция к разрушению берегов Азовского моря из-за эрозии, со скоростью примерно 5,6–5,7 м в год. Основной урон пришёлся на населённые пункты, расположенные вблизи Таганрога. Под угрозой полного исчезновения оказался и замок Лакиера — уникальная усадьба, построенная ещё в 1861 году. Когда-то она принадлежала выдающемуся историку Александру Лакиеру. Из-за стремительного обрушения берега этот архитектурный памятник XIX века находится в зоне прямого затопления.
Специалисты по аквакультуре всё ещё настаивают на том, что проблему необходимо решать комплексно: снижать солёность воды и активно восстанавливать береговую линию. Для этого потребуется очистить как минимум 700 километров русел рек, которые впадают в Азовское море. А желеобразных, с помощью специальных сетей, отправлять туда, откуда они пришли, то есть в Чёрное море. В общем, работы предстоит непочатый край.
Фото: shutterstock