инфраструктура Москва электромобиль

Как в Москве развивается инфраструктура для электромобилей

Почти 90% экологических проблем Москвы связаны не с растущими производственными мощностями, а с огромным количеством автомобилей, работающих на двигателях внутреннего сгорания. Власти столицы считают, что изменить ситуацию можно только полностью отказавшись от них. Автопарк городского транспорта отказывается от традиционных автобусов и переходит на электробусы. По данным на ноябрь 2025 года, в Москве на маршрутах курсирует более 2600 электробусов. Однако, чтобы жители мегаполиса сознательно выбирали электромобили, необходима инфраструктура, и в первую очередь - сеть специальных зарядных станций.

По России и в Москве

На 1 июля 2025 года на территории России зарегистрировано 138,5 тыс. электромобилей и гибридов - это в пять раз больше показателя 2021 года. Лидерами по количеству электромобилей и гибридов стали Москва (30%) и Московская область (8%). На третьем месте — Краснодарский край и Санкт-Петербург, по 6%.

Эксперты оценивают эти показатели как хорошие и отмечают – все больше власти уделяют внимание инфраструктуре. К июлю 2025 года число электрозарядных станций выросло до 7,2 тысячи штук против 200 в 2018-м. Из них 3,9 тысячи относятся к быстрым станциям для зарядки, 3,2 тысячи — к медленным. На одну быструю станцию в среднем приходится 35 электромобилей и гибридов. При этом 59% владельцев авто пользуются индивидуальными станциями и заряжаются от розетки.

При этом в Москве сеть электрозарядок развивают с 2020 года. Для этого:

  •  создают специальные места для подзарядки электромобилей;
  •  строят зарядные станции для электромобилей (ЭЗС);
  •  поддерживают электрокаршеринг и электротакси.

В том же 2020 году в Москве начали устанавливать городские зарядные станции для электромобилей. Рост парка электромобилей и емкость аккумуляторов стимулирует власти столицы наращивать количество станций и повышать их мощность. Одна из важных особенностей создания такой инфраструктуры - зарядные станции устанавливают в жилых районах и рядом с крупными торговыми центрами. Кроме того, ЭЗС все чаще появляются там, где удобно заряжать коммунальную технику — она тоже постепенно переходит на электрическую тягу.

Почему электрокар?

Главные преимущества перехода на электромобили включают экономичность, экологичность, надёжность и удобство эксплуатации.

Экономичность

Электроэнергия для зарядки электромобиля обходится дешевле бензина, особенно при использовании ночных тарифов и партнёрских программ с зарядными сетями. Также можно сэкономить на техобслуживании авто - нет необходимости в замене масла, свечей зажигания, воздушных и топливных фильтров. Еще из очевидных плюсов - возможность зарядки дома, что экономит время на поездки на заправки, а дистанционное управление функциями автомобиля позволяет оптимизировать энергопотребление: предварительный прогрев или охлаждение салона во время зарядки снижает расход энергии во время поездки.

Но есть и минусы – далеко не все электромобили одинаково экономичны: старые модели или те, что сделаны на базе бензиновых авто, могут потреблять энергии на 60–70% больше, чем современные машины.

Экологичность

Электромобили не дымят, как авто, оборудованные двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, возможность использовать электродвигатель для торможения (рекуперативное торможение) уменьшает износ механических частей и вредные выбросы, а также сохраняет энергию, возвращая её в аккумулятор для последующего использования.

Надежность

Меньшая техническая сложность электромобилей по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, что снижает вероятность поломок и экономит на техническом обслуживании и покупке запчастей. Однако есть и противоположное мнение: некоторые владельцы электромобилей жалуются на проблемы с электроприводом, зарядкой и батареями, что связано с новизной технологий.

Удобство

Долгий прогрев в холода – это не про электромобили. Зимой авто можно запустить, включить электрический обогреватель салона и тронуться с места, не дожидаясь, когда прогреется мотор. Еще один важный плюс - льготы для владельцев. Это и бесплатные уличные парковки, и бесплатные зарядные терминалы на городских станциях, и освобождение от уплаты транспортного налога и многие другие бонусы.

Но, как и у любой техники, особенно новой, у электромобилей есть и недостатки. К ним можно отнести ограниченный запас хода батареи, долгую зарядку, нестабильную работу в морозную и жаркую погоду.

Как Москва поддерживает частных инвесторов?

Город компенсирует частным инвесторам до 50% затрат на технологическое присоединение электрозарядных станций (ЭЗС) к городским электросетям, но не более 2 млн рублей за одну станцию. Эта мера распространяется на быстрые станции мощностью от 150 кВт с коннекторами CCS Combo 2 и/или GB/T и возможностью одновременной зарядки минимум двух машин. Кроме того, на федеральном уровне в госпрограмме «Развитие энергетики» субсидирование составляет до 60% затрат на технологическое присоединение и/или оборудование ЭЗС, этими мерами так же могут пользоваться и московские инвесторы.

Еще одна важная форма поддержки – обязательная интеграция частных ЭЗС в городские цифровые платформы, такие как «Единое парковочное пространство», «Энергия Москвы» и приложение «Метро Москвы». Станции становятся видимыми в официальных картах и навигации, а также тарификация становится прозрачной и понятной.

Найти ближайшую ЭЗС можно на удобной карте.

Фото: shutterstock