10 июня 2019, 00:00

Наталья Бенеславская: «Если сто процентов покупателей ИКЕА начнут сортировать отходы, наши влияние и эффект будут гораздо больше»

Автор: Светлана Сучкова 2040
Наталья Бенеславская: «Если сто процентов покупателей ИКЕА начнут сортировать отходы, наши влияние и эффект будут гораздо больше»

ИКЕА – законодатель не только моды товаров для дома, но и экоинициатив. Воплощать их в жизнь в России помогает координатор по устойчивому развитию ИКЕА Наталья Бенеславская. Она рассказала Recycle об экосервисах компании, цикличной экономике и своих любимых экотоварах из ИКЕА.

- ИКЕА реализует стратегию устойчивого развития «Да! – людям и планете!». Каковы ее основные положения? Как это выглядит во всей цепочке производства и реализации товаров?

Устойчивое развитие – это одно из очень важных направлений работы ИКЕА, и мы осуществляем нашу деятельность в области устойчивого развития в соответствии с нашей стратегией. Она называется «Да! – людям и планете!» и включает три основных направления.

Первое направление - экологичный и здоровый образ жизни.

Это все, что касается наших покупателей, как мы помогаем покупателям жить более экологично. Сюда относятся, например, сервисы  ИКЕА по приему постельного белья и батареек – это наш способ сделать жизнь покупателей более экологичной и простой. Сюда же относится и наш ассортимент. Потому что очень многие товары ИКЕА помогают людям экономить электроэнергию, воду, получать отходы для возможности дальнейшей их переработки.

Второе направление - цикличная экономика и забота о климате.

Это касается наших подразделений, всего, что находится «за кулисами», операционная детальность. Из чего делается наш товар, сертифицированные материалы, которые мы используем, например, древесину применяем из устойчивого лесопользования. И также заботимся о том, чтобы как можно больше нашего товара производилось из переработанного сырья. Часто это даже отходы из наших подразделений. 

Например, несколько коробок ИКЕА, которые вы можете купить в отделе Аккуратный дом, сделаны из отходов картона магазинов ИКЕА в Санкт-Петерубрге. Таким образом, мы отправляем отходы из магазина на переработку и они становятся новым товаром.

Вообще, в целом в мире 10% товаров ИКЕА сделаны из переработанного сырья. И здесь тоже очень важное направление – это забота об экологичности наших подразделений. Компания очень внимательно следит, как наши магазины, торговые центры потребляют воду, электроэнергию, как и сколько отправляют отходов на переработку.

Еще одна большая задача на этом пути – забота о климате. Компания старается продвигать возобновляемые источники энергии, в том числе в России. 

У нас есть несколько прецедентов, когда магазины и торговые центры ИКЕА снабжаются энергией, получаемых с солнечных батарей. В России есть точечные проекты, но мы движемся в этом направлении. 

В целях  нашей стратегии - выйти на то, чтобы производить с помощью возобновляемых источников энергии столько же энергии или даже больше, сколько мы потребляем. И сейчас где-то 70-80% того, что мы потребляем, мы и производим. И, конечно, стараемся  развивать электротранспорт.

Третье направление - справедливое отношение и равные возможности.

И оно касается людей – как внутри ИКЕА, так и за пределами, которые работают у наших партнеров, подрядчиков, поставщиков и т.д. И, конечно, тех, кто входит в сферу благотворительности. 

Хотя мы стараемся уходить от понятия благотворительность и переходим к понятию эмпауэрмент, к сожалению, в русском языке нет точного определения. Мы хотим давать возможность людям, которые нуждаются в помощи, вставать на ноги самостоятельно.

- Когда вы пришли в ИКЕА? Какие ваши идеи удалось воплотить? Что вызывает трудности?

Я пришла в ИКЕА в 2014 году, а в 2017-м возглавила это направление. Начала работать в дистрибьюторской службе, это, собственно, логистика, все что связано с передвижением товаров. 

Сердце службы – дистрибьюторский центр, это такой огромный склад, куда приезжают все товары ИКЕА, перераспределяются и уезжают в магазины. Я там проработала 2,5 года. В таком подразделении нет покупателей, и там большая сложность – это отходы – получается около 200-300 тонн в месяц! 

Я стала очень активно работать над тем, чтобы как можно больше этих отходов отправлять на переработку. И за время моей работы в этой службе показатель отходов, отправленных на переработку, повысился с 50 % до 95. 

Плюс нам очень хорошо удалось наладить процесс замкнутого цикла - из дистрибьюторского центра мы начали отправлять отходы древесно-стружечной плиты на наш завод ИКЕА Индустри  в Новгород. Там эта ДСП закладывается в шрёдер и становится основой для производства товаров ИКЕА. Это был интересный проект, никакая другая страна из подразделений ИКЕА такого не делала.

После этого я возглавила это направление в России, у меня 14 магазинов. Теперь я больше занимаюсь покупателями. Одно дело – когда мы можем повысить экологичность своих подразделений, а другое – когда у нас десятки миллионов посетителей-покупателей в год и мы имеем возможность поговорить с ними об окружающей среде, и это, конечно, совершенно другое влияние на мир. 

Мы можем перерабатывать, например, сто процентов своих отходов, но если сто процентов наших покупателей начнут сортировать свои отходы дома, то это влияние и эффект будут гораздо больше.  

- И как же ИКЕА стимулирует своих покупателей к этому выбору?

Во многих наших магазинах есть пункты приема вторсырья. Ни для кого не секрет, что структура раздельного сбора отходов еще не выстроена, поэтому многие люди не знают, куда сдать ненужные или отработанные вещи. Тем более быть уверенными, что это отправится на переработку. 

Во всех наших магазинах ИКЕА есть пункты приема батареек и лампочек. А в 2018 году мы совместно с благотворительным фондом «Второе дыхание» открыли сервис по приему постельного белья.

И в первые три месяца проводили акцию –  предоставляли покупателям, которые сдавали постельное белье, скидку в 15 % на новое постельное белье. 

За первые три месяца было собрано 38 тонн постельного белья, это очень высокий показатель. В фонде «Второе дыхание» собранное рассортировали: белье в хорошем состоянии отправляли на помощь людям с низким достатком, в такие социальные учреждения вроде психоневрологических интернатов, где большая потребность в белье, передавали хосписам «Вера» и т.д. 

А все, что нельзя было использовать, мы отправили на переработку.  Поскольку проект вызвал такой интерес, мы его расширили и теперь принимаем не только белье, но и весь домашний текстиль. Это действует во всех регионах присутствия ИКЕА.

- Ваша компания поддерживает международные и российские экологические акции?

Компания ИКЕА прежде всего заботится о том, чтобы минимизировать свое негативное влияние на окружающую среду. У нас есть партнер - Всемирный фонд дикой природы (WWF), с ними довольно много совместных дел и акций, таких как Час Земли, например.

Поддерживаем другие социальные инициативы, являемся ключевым партнером благотворительного фонда «Детские деревни»- SOS, это помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В каждом регионе осуществляются свои локальные социальные проекты в поддержку местных сообществ.

- Появятся ли эконовинки из ИКЕА, уже присутствующие на рынке  в других страна, и в России – например, веганский хот-дог и мороженое, доставка на электромобилях, светильник из переработанных пластиковых бутылок и другие?

Ассортимент товаров у всех стран довольно разный. И он зависит от многих факторов. В России есть такой существенный фактор как сертификация, который бывает очень сложно преодолеть. На уровне законодательства просто невозможно некоторые товары  сертифицировать. 

Например, зарубежный хит – тепличка на гидропонике. В России этот товар по сертификации никак не проходит.

- Ваш самый любимый экологичный товар в ИКЕА?

Мой любимый товар – это стул ОДГЕР. Он сделан из переработанного сырья – это композитный материал, частично из переработанного пластика, частично из переработанных древесных волокон. 

Причем стул мне очень нравится и с точки зрения дизайна, тем, что он полностью экологичен -  ради него не срубили дерево и не выкачали нефть. И то, что товар изготовлен из вторсырья – это абсолютно не значит, что он хуже того, который сделан из первичного сырья.  

- А насколько сознание россиян готово к принятию товаров, сделанных из вторсырья? Для наших людей, по-моему, это все равно знак «второго сорта»…

У нас, кстати, есть статистика на эту тему. Мы делали опросы о том, как люди относятся к переработанным товарам. По статистике, около 40 процентов опрошенных позитивно воспринимают это, 23 процента  допускают, что для них это может быть какой-то проблемой, а остальные не считают этот факт для себя ни плюсом, ни минусом. То есть, все же большинство людей к этому относятся позитивно.

- Как экопроекты ИКЕА влияют на жизнь сотрудников компании?

В компании проводится очень много тренингов для сотрудников, каждый сотрудник раз в год проходит тренинг по устойчивому развитию. 

Например, у нас есть проект «Более экологичная жизнь дома»: мы выбираем в каждом магазине по 10 человек, эти люди выбирают для себя какую-то фокусную сферу: экономия электроэнергии - экономия воды - сортировка отходов - здоровый образ жизни. И ставят себе цель: хочу, например, уменьшить потребление электричества на 30 процентов.

Участнику фокус-группы  выдается карточка на 30 тысяч рублей в магазин ИКЕА, они покупают товары для осуществления цели, которую себе поставили. При этом мы их обучаем, рассказываем про экопривычки, проводили тренинги от Гринписа и WWF, чтобы объяснить, что вопрос не только в том, какую ты энергосберегающую лампочку купил, а еще и в том, включил ли ты ее, когда уходишь из комнаты… 

В течение четырёх месяцев мы отслеживаем, насколько у них меняется потребление, как вообще жизнь меняется, насколько легко эти изменения происходят. Интересно, что эти люди в дальнейшем становятся такими агентами влияния – миссионерами. 

Они меняют не только свой образ жизни, но и образ жизни членов своей семьи, и даже доходят со своими инициативами до соседей и друзей. И в последние годы уже практические некому рассказывать – все сотрудники охвачены идеей экологичного образа жизни.

В компании ИКЕА восемь основополагающих ценностей и одна из них – забота о людях и планете.  Это означает для нас, что уже при наборе персонала мы учитываем, насколько человек соблюдает наши ценности, в том числе и эту. Если для претендента это совсем дикость и он не хочет в этом принимать участия, скорее всего он не станет нашим сотрудником.

- Какие экопроекты ИКЕА ждут нас в ближайшие два года?

Я не очень люблю говорить о результатах, пока они еще не достигнуты. Если говорить по направлениям, то в ближайшие годы мы будем еще активнее работать с цикличными сервисами и вообще с темой экономики замкнутого цикла. Будем создавать еще больше сервисов для своих покупателей, чтобы они могли более экологично обращаться со своей мебелью.

Хотим сдвинуть с мертвой точки тему электротранспорта в России. И, конечно, более интенсивно будем работать, чтобы еще больший процент наших товаров делался из отходов. В конце концов, хотим выйти на то, чтобы компания ИКЕА не потребляла дополнительных ресурсов.

В социальной сфере будем развивать социальное предпринимательство. Планируем, чтобы товары ИКЕА производились не просто поставщиками, а людьми, которым труднее найти работу или у них более сложная жизненная ситуация.

Интервью подготовлено в рамках информационного партнерства с YouthSpeakForum. 

Foto: Ikea.com. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
t.me/recyclemagru