
Эра осознанного шага: рынок эко-обуви какой он?
С 2022 года российская модная индустрия пережила целый спектр изменений – одни бренды уходили, другие оставались, но стало очевидным – отечественные производители получили необыкновенный толчок для развития. 2024 год показал - в России выросли продажи новых обувных марок, особенно отечественных.
По данным маркетингового исследования ROIF EXPERT за 2024 год, наиболее высокая динамика наблюдалась в сегменте кожаной обуви и обуви с верхом из текстильных материалов, а сегмент спортивной обуви приближался к рекордным значениям.
Предприниматели, которые по разным причинам не могли конкурировать с западными брендами начали действовать, а те бренды, которые уже были на рынке, стали укреплять свои позиции. Выделился и отдельный, но пока малочисленный сегмент, эко-обувь.
Мы решили изучить это направление. Рассказываем.
От лаптей до обуви из отходов кукурузы
Прародителями экологичной обуви можно считать все то, что носили наши предки далекие и не очень. В странах с теплым климатом преобладали сандалии – они были похожи на то, что мы носим сейчас, а изготавливались из подручных средств: кожи животных, коры деревьев, сушёной травы. Массовое практическое применение сандалии получили в Древнем Египте. Их подошву делали из папируса или пальмовых листьев, к ступне она крепилась кожаными ремешками. Для защиты большого пальца носок подошвы загибался кверху.

В странах с более суровым климатом люди мастерили тёплую обувь: поначалу каждую ногу оборачивали куском шкуры, а позже придумали шить кожаные мешочки, которые набивали сухой травой. На ноге их фиксировали тонкие ремешки - так появились предки нынешних туфель.
Известно, что древнейшая кожаная обувь — чарохи (прототип узких туфлей с заострёнными концами) — была найдена в Армении при археологических раскопках пещеры Арени. Учёные утверждают, что им порядка 5500 лет.
На Руси широкое распространение получили лапти – их плели из березового лыка. Носили как с обмотой - длинными и узкими полосками ткани для лучшей фиксации и защиты, так и без.
Все эти «марки» обуви были сплошь экологичным решением, потому что состояли из натуральных материалов. Но время и развитие технологий вносили свои коррективы – на смену толстой коже пришел сафьян и шевро, подошву из дубленых шкур заменили каучук и резина, а сейчас практически ни одно производство не обходится без клея и вспомогательных материалов. Все это не добавляет экологичности предмету, без которого не может обойтись ни один гардероб.

В 2020 году нью-йоркский стартап Thousand Fell заявил, что создал первые в мире кроссовки, на 100% пригодные для вторичной переработки. Эко-кроссовки сделаны из vegan-skin, искусственной кожи из виноградных выжимок. Покрытие обуви представляет собой смолу на биологической основе, изготовленную из кукурузных отходов. А гибкость и мягкость покрытия обеспечивает касторовое масло. Разработчики говорят, что кроссовки сверхпрочные – способны выдержать более 2,4 миллионов шагов. Причем поношенную пару производитель готов забрать в обмен на сертификат на покупку новой пары эко-обуви.
Новая философия отечественного бренда
До недавнего времени российский сегмент экологичной обуви был представлен в основном различными моделями из войлока. Другими словами, валенками, но на современный манер. И если зимой такая обувь мастхэв, то на весенне-летний период хочется чего-то более легкого и менее теплого.
Несколько лет назад предпринимательница Туйара Сутакова создала бренд TUECO. Девушка рассказала, что вдохновением для нее послужило мировое развитие обувной индустрии на Западе, где главные приоритеты - легкость, комфорт, безопасность и безвредность для человека и природы становятся основными. В России такого не было, поэтому захотелось создать свое, экологичное, настоящее, такое, чтобы люди почувствовали – каждая пара обуви – это не только стиль и комфорт, но и забота о природе.

Отличительная черта такой обуви - ее делают из микроволокна, произведенного из экологически чистых материалов. При производстве обуви не применяются яды тяжелых металлов, аммиак и нефтепродукты. Главная методика - горячая спайка, которая делает каждую пару экологичной и износостойкой.
«Вся обувь делается без металлических соединений, что исключает деформацию стопы — основы человеческого тела. Наше производство — ручное и не автоматизированное, что позволяет снизить количество отходов и повысить качество продукции», - рассказывает Туйара. И добавляет – носить такую обувь можно в любое время года, особенно в межсезонье, а зимой – это отличный вариант для сменной обуви в помещениях.
За два года производство TUECO выросло в пять раз, как и динамика спроса на экологичную обувь.
Видя масштабы текущего развития, Туйара уверена, что индустрия обуви кардинально изменится. Модель экологически ответственного производства и потребления станет новым стандартом, а спрос на натуральные, безопасные и долговечные материалы будет только увеличиваться.

«В ближайшие годы экологичная обувь вполне может стать мейнстримом, особенно по мере совершенствования технологий и расширения возможностей производства в этом направлении. Именно экологичные бренды будут двигать индустрию вперед, создавая более безопасное и устойчивое будущее для всех», - уверена девушка.
Эксперты отмечают, что перспективы развития ниши экологичной обуви в России связаны с сочетанием законодательных мер, инициатив в бизнесе и работы с потребителями. Эти перспективы направлены на формирование экономики замкнутого цикла и экологически ориентированного поведения производителей, а также на повышение осведомлённости о проблемах загрязнения окружающей среды и необходимости переработки отходов. Так что у рынка экологичной обуви большое будущее, которое наступает уже сейчас.
Фото: Thousand Fell, TUECO, shutterstock