Не отходы, а искусство: как художники создают арт-объекты из мусора
апсайклинг искусство мусор треш-арт

Не отходы, а искусство: как художники создают арт-объекты из мусора

Первыми мусор в качестве материала для воплощения своих самых смелых идей решили использовать скандальные авангардисты.

Выставить на всеобщее обозрение керамический писсуар? Почему бы и нет. Такая неожиданная и откровенно дерзкая идея возникла в голове дадаиста Марселя Дюшана в 1917 году.


До этого, в 1913 году первой ласточкой стала его композиция «Велосипедное колесо», которую публика восприняла неоднозначно. И вот писсуар, рассоривший членов Общества независимых художников. К ним на выставку он так и не попал, однако это досадное недоразумение не помешало творению Дюшана спустя век получить звание величайшего произведения своей эпохи.


Сегодня джанк-арт или треш-арт вырос в самостоятельный жанр и писсуаром уже вряд ли кого-то можно привести в негодование и удивление, а вот привлечь внимание к проблемам общества – вполне.

В нашей подборке самые разные вариации арт-объектов из мусора.

 

Стальная анималистика из Южной Дакоты

Джон Лопес создаёт уникальные скульптуры в натуральную величину из металлолома на западно-американскую тематику. Старая списанная сельхозтехника в его руках преображается в фигуры культовых существ из американского Дикого Запада, например, в бизона, ковбоя на коне или пашущую в поле лошадь.


«Приступая к работе, я создаю макет, который затем использую для оценки размеров будущей скульптуры и подбора подходящих запчастей. У меня полно знакомых соседей, фермеров и скотоводов, и у каждого есть своя свалка старых металлических деталей, железяк, сломанных машин и т. д. Людям нравится, когда что-то из этого становится частью скульптуры, желательно — достаточно большой», - рассказал Лопес.

 

Дизель-панк Томаса Витановски

У чеха Томаса Витановски всю жизнь были две страсти - мотоциклы и скульптуры. Когда две движущие силы пересекаются, это приводит делу всей жизни. В дизель-панке у Витановски слиты воедино металл, драйв и высокое искусство скульптуры. Детали для будущих шедевров Витановски находит на блошиных рынках и мусорках, а еще любит заглянуть в гаражи своих знакомых, говорит, что там залежи всего интересного.


 Тысячи свалок за 50 лет

Американец Лео Сьюэлл за последние 50 лет обошел тысячи мусорных свалок, а в родном городе попросту нет такой, которая бы нее была ему знакома. Ежегодно тонны мусора проходят сквозь его руки, чтоб ы потом ожить и превратиться в произведения искусства.


«Я начал заниматься этим видом деятельности в подростковом возрасте. Поскольку я рос в Аннаполисе, то часто посещал верфи, расположенные недалеко от моего дома. Я приходил домой с такими кучами найденного там металлолома, что однажды родители предложили мне попробовать сделать из этого хлама что-то творческое», - рассказал Лео Сьюэлл.


За свою полувековую творческую карьеру Лео Сьюэлл художник создал около четырех тысяч скульптур. Его авторству принадлежат как животные в натуральную величину, так семиметровый динозавр, а также гигантский 12-метровый факел и факела. Работы Сьюэлла пользуются большим спросом, например, они есть в личной коллекции актера Сильвестора Сталлоне.

 

Одухотворенный пластик из Японии

Саяку Ганц уроженка Японии. Синтоисты из страны восходящего солнца верят, что у всех предметов есть духи, которые страдают, если их выбрасывают раньше времени. Саяку дает новую жизнь пластиковым ложкам и кухонной утвари, старым проводам и прочему мусору, который обычный человек не заметит, а настоящий художник вдохнет в него жизнь.


«Оскар» за «Свалку»

Бразилец Вик Мюнис воспроизводит признанные мировые шедевры из самых разных материалов, но чаще всего из настоящего мусора. Чего только нет в его работах: объедки, кетчуп, старые журналы, провода, кусочки пазлов и даже пыль. Мюнис много общался с «мусорщиками» — людьми, которые жили на крупнейшей в мире свалке «Сад Грамачо» на окраине Рио-де-Жанейро, строили свои дома из мусора, находили на этой же свалке все необходимое для жизни. Художник сделал целую серию портретов этих людей. Свои работы он продал с аукциона, а деньги раздал «мусорщикам». В 2010 году Люси Уолкер, Карен Харли и Жоао Жардима сняли об этом документальный фильм «Свалка» (Waste Land), который был номинирован на «Оскар».


 Отношение к треш-арту в обществе до сих пор неоднозначное. Его противники считают, что художники вместо искусства выворачивают наружу нутро местных свалок. Но есть и те, кто поддерживает и даже восхищается, иначе бы работы не пользовались бешеным спросом и не уходили с молотка на аукционах за баснословные суммы. Как бы то ни было, равнодушных к треш-арту нет, а значит, есть повод задуматься, почему такое искусство будоражит и «триггерит» общество.


Напомним, что сегодня Recycle писал про крутой проект Fulu Act бельгийского фотографа-документалиста Колина Дельфосса об уличных художниках из Демократической Республики Конго.