Принес бутылку — оплатил обучение
вторсырье идеи Индия пластиковые бутылки

Принес бутылку — оплатил обучение

Школа в индийском Ассаме принимает пластиковые отходы в качестве платы за обучение: перед занятиями ребята стоят в очереди, чтобы сдать мешочек пластика и затем пройти в класс.

Все мы слышали о чае «Ассам» и одноименном штате в Индии. Теперь есть повод для еще одного знакомства.

«Акшар Форум» в штате Ассам — необычная школа: не удивляйтесь, если увидите учеников, пришедших в школу с пакетами пластика в руках, или если попадете в класс с учащимися всех возрастов, где в роли учителя выступает другой школьник. Это всего лишь очередной день в «Акшар Форуме», школе в деревне Памохи вблизи столицы штата, Гувахати.

«Акшар Форум», основанный Пармитой Шармой и Мазином Мухтаром в 2016 году, — школа для детей из малообеспеченных семей, цель которой — научить ребят «зарабатывать на жизнь, будучи ответственным перед правительством». Образование здесь далеко от традиционного — «Акшар» помогает школьникам в исследовании творчества и понимании своих возможностей.

В соответствии с заданным нестандартным подходом, недавно «Акшар Форум» внедрил новую политику для своих учеников: теперь школьники платят за обучение пластиковыми отходами!  Как рассказывает вице-президент «Акшара» г-н Приёнгсу Бортхакур, эта идея родилась из программы утилизации «Акшар Форума».

Шесть месяцев назад школа начала собирать пластиковые отходы в близлежащих домохозяйствах, поставив перед учениками задачу их сбора и разделения.  

«Идея состоит в том, чтобы научить детей пониманию, как вести экологически чистую жизнь, — говорит г-н Бортхакур. — Всю программу утилизации делают учащиеся — от начала и до конца». 

Школьники ходят по домам, собирают пластиковые отходы и сортируют их в школе, используя в разных целях.  Недавно «Акшар» воспроизвел эту модель и применил ее к учащимся — теперь школа в качестве платы принимает от каждой семьи только пластиковые отходы. 

 «Я до сих пор помню, как наши классные комнаты заволакивало токсичными газами каждый раз, когда кто-то сжигал поблизости пластик, — рассказывает Пармита Сарма. — Сжигать пластиковые отходы было нормой — просто чтобы согреться. Мы хотели изменить эту привычку и стали просить наших учеников приносить пластик как плату за обучение».

В деревне Памохи многие семьи предпочитают отправлять своих детей вместо школ на работу в каменоломни, чтобы те могли зарабатывать хотя бы несколько рупий в день. «Акшар Форум» стремится изменить эту тенденцию. 

Предлагая семьям «платить» за школу пластиком, «Акшар» нацелен на то, чтобы поступление в школу не являлось финансовым бременем для семей, а в учиться поступало как можно большее количество детей. 

В то же время инициатива затрагивает экологические проблемы небольшой деревни, благодаря чему простое упражнение по утилизации бытовых пластиковых отходов способствует формированию у учащихся экологического сознания.

«Акшар Форум» всегда был непохож на другие учебные заведения — в отличие от стандартных школ, его создатели не верят, что надо ограничивать учащихся рамками одной фиксированной учебной программы.

Вместо этого форум стремится сосредоточиться на личных возможностях каждого ученика и оттачивать их. Здесь школьники взаимно обучают друг друга, и обучение для них — не что иное, как веселое времяпрепровождение. 

Собирая с учащихся пластик в качестве оплаты, «Акшар Форум» не только делает образование доступным, но и создает взаимосвязь между образованием и устойчивым развитием. В маленькой деревне в Ассаме постепенно происходят перемены. И это сохранится и впредь.

Статью комментирует Елена Горохова, финалист Конкурса СОЛь-2019, исполнительный директор движения ECA и фонда поддержки молодежных инициатив ЭРА

— Прекрасная инициатива индийской школы в отсутствии централизованного решения и инфраструктуры по обращению с отходами в деревнях приводит к творческим решениям.  Здесь решается сразу три большие задачи: первая — сбор и накопление пластика. При накоплении больших объемов и возможности прессования, такой ресурс можно успешно продать.

В России несколько лет назад некоторые ТСЖ решили организовать раздельный сбор отходов в своих дворах. За год на вывозе остальных отходов и на продаже пластика и макулатуры они в сумме заработали  более 200 тыс. руб. Деньги вложили в озеленение дворовой территории. Думаю, что и в индийской деревне школа сможет успешно отдавать пластик на переработку и получать за это вознаграждение.

Вторая задача — пластик больше не будет топливом для жителей. И это очень важно, т. к. при сгорании пластик выделяет токсичные вещества: оксид углерода, цианистый водород, хлористый водород, акролеин, окислы азота, различные алифатические и ароматические углеводороды и др. Предотвращение сжигания пластика — это спасение многих жизней и здоровья.

Третья задача — инициатива школы носит и просветительский характер.  Дети и их родители тут же начинают понимать, что мусор может стать ресурсом.

Конечно, этот проект может прожить очень долго и стать самоокупаемым. Но важно также работать и с системой, добиваться от государства и бизнеса ответственности за произведенную упаковку и одноразовый товар. 

Более 100 стран уже запретили производство и использование пластиковых пакетов и одноразовых изделий на своей территории. Для Индии этот вопрос стоит уже очень остро. Похоже, им пора приходить к подобному решению.

Оригинал статьи можно найти по ссылке

Перевод: Аделя Файзуллина, Центр содействия инновациям в обществе «СОЛь»

Фотографии: Akshar Foundation.