Как развивается современное растениеводство и что это означает для окружающей среды
Интенсивность современного растениеводства требует использовать все больше химикатов и выжимать из почвы максимум, но так было не всегда. Мы поговорили с агрономом Сергеем Филимоновым об актуальных принципах растениеводства, опыте прошлых лет и перспективах органического фермерства. А инженер-эколог Марина Черевко прокомментировала эту информацию с точки зрения ее значения для окружающей среды.
По каким принципам развивается современное растениеводство?
Современные тенденции сельского хозяйства как отрасли экономики существенно изменились за последние годы. Например, планирование утратило свою роль в управлении хозяйственной деятельностью предприятий.
Производитель, чтобы выжить в условиях жесткого рынка, выращивает только те культуры, которые приносят наибольшую экономическую выгоду. Это оправдано тем, что рост цен на технику, запасные части, горючее, пестициды и удобрения превышает цены на производимую аграриями продукцию.
Сегодня нет цели «урожай любой ценой», нужно вырастить максимальный урожай с минимальными затратами. Иначе можно получить высокий урожай, но остаться без прибыли из-за повышения себестоимости продукции.
Какие изменения в принципах сельского хозяйства произошли за последние несколько лет?
За 30 лет моей работы агрономом в растениеводстве изменилось многое. Произошел переход от колхозов и совхозов к частной собственности, что привело к жесткой конкуренции за рабочие места. На наш рынок вышло большое количество иностранных компаний по производству средств защиты растений (сзр), семян и техники, поэтому производителю необходимо четкое понимание, какие сорта, гибриды и сзр применять.
В начале 90-х, когда я начинал работать, из гербицидов применялся только один препарат, но поля были чистые от сорняков благодаря правильному подходу к механическим обработкам почвы. Существовала обязательная система их применения и жесткий контроль качества.
Сегодня альтернативой всему этому служат гербициды (препараты против сорняков), их применение выгоднее ручного труда и механических обработок. В связи с автоматизацией многих процессов сократилось число механизаторов, отпала необходимость в разнорабочих. Без фунгицидов (препараты против болезней с/х культур) и инсектицидов (препараты против вредителей с/х культур) уже невозможно получить хорошего урожая.
В 90-е годы эти сзр не применялись, потому что не было такого количества вредителей и болезней - это связано с использованием научно обоснованного севооборота, при этом выполнялись все необходимые механические обработки почвы.
Как пример, сегодня в гонке за прибылью можно увидеть посевы подсолнечника даже через год на одном поле, а это ведет к накоплению патогенов болезней, вредителей и иссушению почвы. По агрономическим требованиям, посев одной культуры на том же поле должен быть минимум через 8 лет – это называется системой севооборота. Раньше подобные требование четко выполнялись, и Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Управления сельского хозяйства районов следили за этим.
Сейчас вся надежда на фунгициды и инсектициды: химия вытянет, но это ведет к истощению почвы и накоплению болезней и вредителей. Неправильный подход к земле собственники пытаются исправить применением дополнительных обработок химией, а это дополнительные нитраты и другие вредные соединения в продукции, которая идет к нам на стол. Я как агроном осветил лишь некоторые аспекты перемен в растениеводстве.
Есть ли золотая середина между сельским хозяйством современным и растениеводством прошлого? Возможно ли ее достичь?
На основании этих реалий я не вижу компромисса и какой-то золотой середины между производством 90-х и даже начала нулевых и сегодняшним днем - пока не будет планирования производства с/х продукции и государственной поддержки предприятий, как это принято в передовых аграрных странах Европы.
Промышленное с/х противопоставляют органическому фермерству. Возможно ли использовать экологичные принципы фермерства на почвах больших хозяйств?
Нет, это удел небольших фермерских хозяйств. Это хорошо, но мало: урожайность при этом подходе существенно меньше. И если допустить мысль, что все с/х производители перешли на экопроизводство, то я предполагаю, что мы будем есть здоровые, но дефицитные продукты. Кроме этого, получая меньший урожай, производитель будет вынужден поднимать цену реализации, чтобы иметь финансовый результат и веру в завтрашний день.
Как следствие, ниша экопродуктов на сегодня представлена скупо, потому что не каждый может купить колбасу из чистого мяса или хлеб из отборной пшеницы. Чтобы заставить думать по этому поводу с/х производителей, необходимо на государственном уровне пересмотреть параметры качества продукции растениеводства и ужесточить контроль за их соблюдением.
Мы попросили Марину Черевко, инженера-эколога 1 категории, прокомментировать ситуацию в современном растениеводстве.
Интенсивное развитие сельского хозяйства как отрасли, использующей в своей основе природные ресурсы, напрямую влияет на окружающую среду. Внесение большого количества минеральных удобрений, пестицидов, нарушение принципов севооборота, рост распаханности земельных угодий влечет за собой загрязнение и истощение почвы, загрязнение поверхностных и подземных вод, воздуха, уничтожение естественной среды обитания многих живых организмов.
Решение экологических проблем есть. Если взять во внимание пример стран Евросоюза, в сельском хозяйстве все чаще наблюдается замена пестицидов на препараты на биологической основе. Они имеют достаточную эффективность в борьбе с патогенными факторами, влияющими на урожайность сельскохозяйственных культур и не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.
В России данные подходы еще недостаточно развиты. Кроме того, точное земледелие является одним из способов уменьшения негативных последствий современного растениеводства. Принцип заключается в использовании спутниковых и компьютерных технологий для расчета определенного количества семян, удобрений и других ресурсов для каждого участка поля с точностью до метра.
Есть отличная индийская поговорка: «Мы получили в наследство планету от предков и взяли взаймы у детей». Мне кажется, что уже серьезно пора задуматься не только о потребительском отношении к нашим природным ресурсам, но и о том что останется после нас.