Как проект «БатаREйка» и компания ЭкоЛайн дарят опасным отходам вторую жизнь

Как проект «БатаREйка» и компания ЭкоЛайн дарят опасным отходам вторую жизнь

Ежегодно жители России выбрасывают порядка 20 тысяч тонн батареек - из них на переработку отправляется лишь 2%. Чтобы предотвратить или хотя бы сократить образование такого количества опасных отходов, нужно создавать систему их сбора и развивать культуру раздельного накопления. Эту идею уже активно продвигает ответственный бизнес - многие знают, что батарейки принимают в магазинах ВкусВилл, Икея, Глобус, Эльдорадо, а с недавнего времени и в Перекрестке

ЭкоЛайн - ведущий оператор по обращению с отходами в Московском регионе, тоже решил поддержать это благое дело. Совместно с проектом «БатаREйка» они осуществляют сбор отслуживших аккумуляторов и передают их на утилизацию ярославскому заводу НЭК. 24 сентября с мусоросортировочного комплекса ЭкоЛайна во Владыкино на переработку отправили 1.5 тонны батареек - такой объем «БатаREйке» удалось собрать за девять месяцев работы в Москве. Наша корреспондентка Анастасия Троянова побывала на отгрузке и узнала, как функционирует этот партнерский проект.

RE - значит рециклинг

Специалисты «БатаREйки» обеспечивают полный цикл обращения с этим видом опасных отходов - от оборудования места сбора до передачи заводу-переработчику. ЭкоЛайн выполняет роль «перевалочного пункта» - на сортировочном комплексе во Владыкино батарейки накапливают в специальных емкостях, чтобы потом отправить их одной большой партией в Ярославль.

Кроме того, ЭкоЛайн выступает в роли соучредителя проекта. Московскому оператору, который обслуживает не только жилые районы, но и организует раздельный сбор в коммерческих организациях, не хватало такого партнера, как «БатаREйка». Благодаря этому сотрудничеству ЭкоЛайн может правильно утилизировать еще и «опасное» сырье, реализуя целостный процесс обращения с отходами.

Согласно прошлогоднему приказу Минприроды, россиянам запрещено смешивать батарейки с другим мусором, а операторы по обращению с отходами не имеют права перевозить их в составе ТКО. За сбор и переработку батареек могут отвечать лишь те компании, у которых есть лицензия на обращение с отходами I-IV класса опасности. Поэтому самостоятельно заниматься утилизацией подобных фракций ЭкоЛайн не мог - нужен был надежный партнер, и он появился.

«В Москве действует двухпоточная система обращения с отходами, но батарейки не относятся к ТКО, кидать их в синие и черные баки нельзя. Обеспечение раздельного накопления опасных отходов - задача управляющих компаний многоквартирных домов, собственников/арендаторов зданий, производственников и ответственного бизнеса, - объясняет пресс-секретарь ЭкоЛайна Оксана Бачина. - Для сбора батареек необходима отдельная эффективная инфраструктура, чтобы людям было удобно их сдавать у дома, в магазине или на работе».

«БатаREйка» - тот самый проект, который помогает сделать сбор доступным и удобным. Свою деятельность они начали в январе 2020-го - за это время (включая пандемийный «простой») их контейнеры успели появиться в 15-ти крупных компаниях Москвы. Также услугами проекта пользуются офисные центры и школы. 

Заказчики могут выбрать два типа контейнеров - уличный или офисный, оба варианта сертифицированы для сбора подобных отходов и оснащены антивандальной защитой. От типа бака зависит объем и цена обслуживания. Сам контейнер и его установка предоставляются бесплатно, клиентам придется платить только за вывоз батареек.

«На сегодняшний день мы установили около 10 уличных и 15 офисных контейнеров. Конечно, для такого города как Москва - это мало. Сейчас мы работаем над расширением сети, ведем переговоры с управляющими компаниями Подмосковья, ЦАО и САО столицы», - рассказывает Вадим Шушукин, руководитель проекта «БатаREйка».

В такие контейнеры жители могут сдавать не только различные батарейки, но и отслужившие аккумуляторы. Конечно, машинный «пропихнуть» в бак не получится - его лучше отнести в другое место, а более компактные батареи от телефонов или ноутбуков вполне приветствуются.

Из батарейки в…

лакокрасочные материалы, металлургию, антикоррозионные покрытия, керамику и даже графит. Батарейки не менее чем на 70% состоят из компонентов, которые можно использовать повторно. Причем 10% такого сырья применяется для производства новых аккумуляторов.

На заводе НЭК элементы питания сначала направляют на ручную сортировку, чтобы распределить их по типам. Те, что содержат драгметаллы или ртуть, отвозят на другие специализированные перерабатывающие предприятия. Основная часть батареек уходит на дробление, где измельчается до размера 5 мм. Смесь поступает на рабочую поверхность вибросита, делится на фракции, а потом проходит через магнитный сепаратор. 

Готовая продукция в виде металлических и пластиковых оболочек, элементов графитовых и металлических стержней выгружается в бункеры-накопители. Оставшаяся активная масса («черная масса») поступает на гидрометаллургическую переработку для производства фосфата цинка.

Почему это важно

Пока только одна из ста батареек, проданных в России, оказывается на заводе по утилизации. Остальные «оседают» на свалках, где (не)разлагаются сотнями лет, отравляя все вокруг. При повышенной влажности, перепадах температуры и механическом воздействии герметичность аккумуляторов нарушается, а все опасные химические вещества (кадмий, цинк, оксид марганца и пр.) попадают в воздух, почву, грунтовые воды - оттуда в реки, озера и даже водопровод, а также встраиваются в пищевые цепочки.

Когда держишь в руках целую, хоть и отслужившую, батарейку - не очень понятно, что в ней страшного. Но именно из-за ядовитого коктейля внутри, который готов вырваться наружу на любом полигоне или сортировочном комплексе, их и относят ко II классу опасных отходов. По примерным оценкам экологов, при неправильной утилизации батарейка способна загрязнить 20 квадратных метров почвы и около 400 литров воды.

Если вы думаете, что на сортировочном комплексе вашу батарейку отберут среди потока отходов, - это не так. Линия движется быстро, рабочие сосредоточены на выборке более крупных фракций и даже если заметят маленькую батарейку, то вряд ли смогут ее поднять - перчатки слишком толстые. На магнитный сепаратор тоже надеяться не стоит. Какую-то часть он, конечно, отбирает, но чаще всего батарейки запутываются в пакетах или липнут к органике и тогда у них один путь - на захоронение.

«Все начинается с домашней сортировки», - напоминает Оксана Бачина. «Нельзя пропустить этап формирования ответственного отношения к отходам у наших граждан. Без их решения накапливать отдельно хотя бы опасные отходы и относить их в специальные пункты приема - систему не построить. Мы видим, что люди по-прежнему часто выбрасывают батарейки со смешанными отходами, хотя в Москве куча мест, где их принимают. Отобрать на сортировке получается немного, но то, что получается извлечь, отправляем на утилизацию через «БатаREйку».

Чаще всего в мусор попадают обычные «пальчиковые» батарейки типа ААА и АА. Вместо них лучше использовать многоразовые заряжаемые аккумуляторы, чтобы продлить срок эксплуатации элементов питания.

Возможно в некоторых уголках страны сдать батарейки действительно нелегко, но основной поток подобных опасных отходов формируется в больших городах, где уже есть все необходимые условия для правильной утилизации. Такие проекты, как «БатаREйка», акции от магазинов и общественных пространств, не могут обеспечить полноценный сбор, если население не сделает первый шаг. Попадет ли батарейка на переработку или станет очередной угрозой экосистемам - решают люди.