13 мая 2020, 15:58

Как работают сервисы экотакси в период пандемии и есть ли будущее у раздельного сбора

Автор: Анастасия Троянова 2942
Как работают сервисы экотакси в период пандемии и есть ли будущее у раздельного сбора

Очередная рекомендация Роспотребнадзора возмутила экологистов — служба призывает отказаться от раздельного сбора отходов на период пандемии коронавируса. «При переработке вторсырья, а также при сортировке смешанных отходов возникает опасность инфицирования персонала предприятия и загрязнения производственной среды», — заявили в пресс-службе ведомства.

Однако Greenpeace России, экоактивисты и эксперты считают, что такой запрет на раздельный сбор отбросит страну в 90-е и приведет к еще большему пластиковому загрязнению, образованию свалок и ухудшению качества окружающей среды. В поддержку своих слов Greenpeace опубликовали указания Европейского союза, где сказано, что РСО не несет никакой эпидемиологической угрозы при соблюдении простых мер безопасности. 

Несмотря на эти запреты, многие люди ждут, когда откроются пункты приема и возобновятся общегородские акции, где они смогут наконец сдать все накопленное за время карантина сырье. К сожалению, баки для раздельного сбора отходов есть не во всех уголках России, а сервисы экотакси и вовсе доступны только крупным городам.

Но такие проекты по вывозу вторсырья сейчас не просто помогают всем неравнодушным гражданам отправлять свое сырье по назначению, но и поддерживают отрасль переработки на плаву.

Период самоизоляции показал, что такие сервисы важны и нужны населению. Recycle поговорил с экотакси из Москвы, Петербурга и Челябинска, узнал о переменах в их работе, а также спросил об отношении людей к раздельному сбору - изменилось ли оно? Смог ли вирус отпугнуть тех, кто уже сортирует отходы от этого благого дела или, несмотря на рекомендации Роспотребнадзора, у РСО все-таки есть будущее? 

Григорий Берлизов, Стекляшка эковывоз, Москва

— Коллективные акции по сбору отходов мы отменили еще 16 марта, сейчас нашим клиентам доступен индивидуальный эковывоз с бесконтактной передачей вторсырья.

Дополнительно обрабатывать его людям не надо — меры по борьбе с вирусом мы берем на себя. Дезинфицируем хлорсодержащим раствором (вода + хлорка) кузов машины и передаваемые пакеты. На складе сырье выстаивает карантин, а сотрудники соблюдают регулярную личную гигиену — носят маски, очки, перчатки, водители постоянно пользуются санитайзерами.

Частота заказов и объем принимаемых отходов существенно не изменились, мы по-прежнему получаем по несколько заявок в день, люди продолжают сдавать как редкие фракции, так и стандартные. Многие наши партнеры-переработчики функционируют как и прежде, но с соблюдением более строгих санитарных мер.

Некоторые из них — стратегические предприятия, которые не могли остановить свою работу — туалетная бумага нужна всегда. Цена на макулатуру упала в ноябре-декабре прошлого года и больше не поднималась, а в феврале-марте подешевел и пластик.

Вряд ли это связано с пандемией, скорее с общей экономической ситуацией в стране. Вот на что точно повлиял коронавирус, так это на экономику в целом, в том числе и на отрасль переработки. Все процессы затормозились.

Вполне возможно, что многие переработчики столкнутся с финансовыми проблемами, отсутствие инвестиций не позволит отрасли развиваться. Но не думаю, что вся эта ситуация как-то отпугнет тех людей, которые уже разделяют отходы — их не остановить. Никакой вирус не изменит осознанное поведение людей, знающих о проблеме, а новые последователи потом обязательно будут.

ЭкоТакси центра «Сборка», Москва 

— После введения режима самоизоляции мы отметили рост количества заказов на вывоз вторсырья примерно в 4-5 раз. Для того чтобы люди не переплачивали за эту услугу, мы стараемся выстраивать маршруты, охватывая сразу несколько точек в одной части города. За счет этого снижается стоимость — для ближайших к экоцентру районов вызов машины стоит 700 рублей, для остальных — 900. Сейчас выстраивать такой эргономичный план поездок стало удобнее, поскольку наши клиенты все время находятся дома и могут сдать вторсырье практически в любое время.

Еще до карантина у нас была система накопления экобаллов за сдачу сырья, которые можно потратить на скидки и подарки от партнеров нашего центра. Мы и сейчас продолжаем начислять их тем, кто вызывает экотакси. Совсем недавно запустили телеграм-бот @eco_sborka_bot, который рассказывает о том, как потратить экобаллы и помогает заказать такси буквально за 5 кликов.

Касательно антикоронавирусных мер: клиенты сдают нам вторсырье бесконтактно — выставляют за дверь, а наш водитель забирает его оттуда и уносит в машину. Чтобы упростить процедуру досортировки в экоцентре, мы просим всех клиентов внимательнее делить отходы на фракции в соответствии с инструкцией. 

Также проводим регулярную дезинфекцию наших автомобилей, а водители и сортировщики соблюдают все необходимые меры гигиены и безопасности. На самом складе мы приступаем к сортировке вторсырья только через несколько дней, чтобы минимизировать риск передачи вируса сотрудникам.

В целом объем поступаемого сырья все равно уменьшился — экоцентр закрыт для посещения горожанами, районные акции отменены. В разы сократились объемы поступающего сырья от юрлиц — не проходят фестивали и мероприятия, а сотрудники офисов в основном находятся на удаленке. 

Сейчас чаще всего нам сдают макулатуру, стекло, PET-бутылки, канистры, пакеты, контейнеры от еды. Традиционно много «добрых крышечек». Стали отдавать больше предметов для размещения в нашем шеринг-отделе. Недавно передали несколько горшков с потрясающими растениями, которые украсят наш экоцентр, когда мы вновь откроем свои двери для посещения после карантина. 

Сейчас всем трудно. Это сказывается на условиях работы, а по многим фракциям мы прогнозируем снижение закупочных цен в связи с макроэкономической ситуацией. Длительный период самоизоляции уже привел к тому, что многие россияне, которые раньше не задумывались о том, сколько отходов они производят, наконец наяву увидели масштабы проблемы. 

Кто-то отмахнется, но многие другие задумаются и начнут задаваться проблемными экологическими вопросами. Уже сейчас мы получаем десятки запросов в день на консультации от людей, которых еще недавно не сильно волновали осознанное потребление, экослед и судьба оставляемых на контейнерной площадке отходов. Как и вся страна, мы, конечно, проходим невероятно сложный период. 

Но не опускать руки нам помогает поддержка наших сторонников, которые заказывают экотакси, помогают пожертвованиями, волонтерят на доставке продуктовых наборов пожилым людям. Эти наборы из нашего экомагазина, кстати, бесплатные, мы их отвозим представителям старшего поколения, проживающим в районах Сокол и Аэропорт. 

Таким образом мы решили хоть немного поддержать тех, кому нельзя выходить из дома даже за покупками. Уже очень скучаем по нашим единомышленникам и хотим как можно скорее увидеться со всеми очно на площадке «Экосборки». 

Всеволод Василькиоти, Экотакси, Санкт-Петербург 

Поскольку до сих пор во всем городе не проводятся ежемесячные акции по сбору вторсырья и закрыты легкодоступные пункты приема вроде «Правил Деления» в Меге, заказов на вывоз у нас стало больше. 

Наша работа в период всеобщей самоизоляции изменилась не сильно — просим людей бесконтактно отдавать вторсырье, либо выставляя его за дверь, либо спуская вниз к подъезду. Дезинфекцию сдаваемых отходов не проводим — водители пользуются масками и перчатками, сырье не трогают, а сразу же отвозят его переработчикам.

У нашего экотакси другой формат работы — мы не арендуем склад или какую-то площадку, где можно хранить сырье и готовить его (киповать/мельчить) для перерабатывающих заводов. В конце рабочего дня все собранные у людей отходы водители тут же везут в пункты приема. Соответственно денег за сдаваемые фракции мы не получаем, проект зарабатывает только на стоимости вывозов.

Некоторые базы, куда мы передавали сырье, сейчас закрыты, но это для нас не критично — пункт 7other по-прежнему функционирует и мы продолжаем сотрудничать с ними. После объявления режима самоизоляции мы, как и все, первые две недели сидели дома. 

А потом решили принять максимальные меры предосторожности и все-таки ездить, потому что вторсырье у людей копится, а сдать они его никак не могут.  Не думаю, что вирус отпугнет осознанных граждан от сортировки — те, кто разделял и сдавал, так и продолжают это делать.

Для этого есть экотакси, много специальных контейнеров во дворах, карта Recyclemap, чтобы найти нужный. Не знаю как пандемия должна повлиять на человека, который уже занимается РСО, такие вещи не меняются карантином. Сейчас люди сидят дома, генерируют упаковку и наконец видят сколько ее образуется на самом деле, поэтому я думаю, что приверженцев осмысленного потребления после отмены самоизоляции наоборот станет больше. 

Дмитрий Закарлюкин, ЭкоТакси, Челябинск

С введением режима самоизоляции мы перешли на бесконтактный режим работы - клиенты оставляют пакеты с вторсырьем у подъездов и уходят, а мы забираем их оттуда самостоятельно. Также мы полностью перешли на безналичные платежи. В этот период количество пользователей нашего экотакси кратно возросло - массовые городские акции не проводятся, а сдавать накопленные отходы людям надо, поэтому наш сервис пользуется популярностью. 

Все партнеры-переработчики функционируют в том же режиме, количество сырья выросло вслед за увеличением количества вывозов. 

Касательно цен на вторсырье: полимеры стали стоить меньше, но на это повлиял не коронавирус. Цена упала из-за ситуации с нефтью, ведь это то первичное сырье, из которого делают пластик. А вот цена на картон наоборот выросла. Это связано с тем, что основные поставщики этого сырья - торговые центры. Остановка их работы сильно сказалась на рынке, но скорее всего это явление временное. 

Не думаю, что коронавирус сильно повлияет на рынок вторсырья. На него больше действует цена на нефть. 

После пандемии отрасль продолжит развиваться, однако есть другая угроза - повсеместное строительство мусоросжигающих заводов. Уже сейчас накопилось много медицинских отходов, которые будет проще сжечь, чем развивать инфраструктуру глубокой переработки.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
t.me/recyclemagru