Как школьники из разных стран помогают решать экологические проблемы
Правильно утилизировать медикаменты, разрабатывать экологические маршруты, бороться с вредителями и создать мини-ферму в своей школе – этому могут научить школьники из разных стран мира.
С 10 по 13 мая пятнадцать команд-победителей конкурса Гёте-Института «Школа за экологию» встретились в Бремене, где приняли участие в образовательной поездке и пятой Международной молодежной экологической конференции. Они представили свои проекты по защите окружающей среды и обсудили, что ждет нашу планету в будущем.
Будущее планеты - за школьниками
Неслучайно именно школьники в последнее время привлекли столько внимания во время всемирных климатических протестов, которые начались с того, что шведская школьница Грета Тунберг приходила каждую пятницу вместо школьных занятий к зданию парламента в Стокгольме.
С помощью плакатов она призывала политиков начать выполнение условий Парижского климатического соглашения. После этого ее протест #FridaysForFuture поддержали по всему миру, а Грету даже выдвинули на Нобелевскую премию мира.
«Экодискуссия продолжается – благодаря вашему поколению. Вы – поколение, которое почувствует на себе изменения климата. Вы – последнее поколение, которое может что-то изменить. Как бы грустно это ни звучало. Но вы можете изменить мир» - сказал на открытии конференции государственный советник при сенаторе Бремена по вопросам экологии, строительства и транспорта Ронни Майер.
Школьники из разных стран уже попытались изменить экологическую ситуацию в своих школах и населенных пунктах и у них это получилось.
«Школа за экологию: думать, исследовать, действовать» — это международный конкурс, который с 2014 года проводит Гёте-Институт в Москве. Заявки на участие в нем приходят со всего мира.
Вместе со своими учителями дети и подростки, ученики 7-11 классов, исследуют экологическую ситуацию там, где живут — у себя в городе, на своей улице или в своей школе. Они работают в командах и изучают качество воды и воздуха, потребление энергии, проблемы растительного и животного мира, обращение с мусором.
Им помогают учителя немецкого языка, биологии, экологии, химии, физики и географии. Школьники предлагают конкретные идеи по защите окружающей среды, проводят акции, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.
В 2019 году было отобрано 15 проектов-победителей, которые и были представлены в средней школе Финдорфф в Бремене.
Сама школа – тоже образец экологичности. На ее крыше установлена солнечная батарея, а ученики участвуют в проекте Siemens, посвященном ветряной энергии. В 15 минутах ходьбы от нее расположен сад, в котором школьники сами выращивают растения и овощи.
Борьба с мраморными клопами и мини-ферма
Школьники из лицея №22 из Чернигова (Украина) провели эксперимент о влиянии медикаментов на воду и пришли к неутешительным выводам: использованные лекарства нельзя выбрасывать и выливать в канализацию. Своим проектом школьники постарались привлечь внимание к проблеме, актуальной и для других стран.
За последние три года сельское хозяйство западной Грузии сильно пострадало из-за распространения мраморных клопов, которые уничтожили большие площади сельскохозяйственной продукции, такой как орехи, овощи и фрукты. Школьники из Кахетии познакомили с проблемой население своей деревни.
Школьники из США привезли на пробу в Бремен квашеную капусту собственного производства. Благодаря проекту они не только поработали волонтерами на ферме, сажая капусту, но и изучили процессы ферментации и научились готовить одно из традиционных немецких блюд – квашеную капусту. В планах ребят – пиар-кампания за здоровый образ жизни и употребление экологичных региональных продуктов, которую они планируют финансировать за счёт продаж приготовленной ими квашеной капусты.
Представители школы № 176 из Новосибирска продемонстрировали результаты эксперимента «Гидропоника и окружающая среда».
«Мы провели эксперимент, который показал нам положительные качества гидропоники и его недостатки. Мы хотим украсить нашу Сибирь и начнем с нашей школы!», - рассказали школьницы Настя Можаева, Виолетта Каппес и Яна Черновская.
Школьники из сербского города Панчево устроили День Земли, на котором продавали апсайклинг-товары, а все вырученные деньги пожертвовали в фонд помощи душевнобольным детям.
«Мы объединяем на уроках немецкий язык, творчество и удовольствие», - говорит учитель немецкого языка Валерия Йона Андреевич из гимназии Uroš Predić.
В образовательную поездку ребята из разных стран привезли не только свои идеи и проекты, но и собственноручно изготовленные экологические плакаты. Школьники из Казахстана создали настоящий макет своего экомаршрута. Делали они его 40 часов.
Идеи для будущих проектов
Во время мастер-классов под руководством референтов школьники и учителя получили возможность посмотреть на проекты свежим взглядом и обсудить их с другими участниками. Итогом воркшопов стали идеи по дальнейшему развитию проектов и совместной работе с командами из других стран.
«Я рассказываю ученикам на уроках немецкого, как к экологии относятся в Германии. Здесь экологические проекты начинаются еще в детском саду и заканчиваются университетом. Люди вырастают с пониманием того, что они не последние на этой земле. Нам только с них пример брать», - говорит учитель немецкого языка колледжа «Царицыно» Ирина Сафронова.
Впрочем, пример можно брать с любой из экокоманд, которые своими силами попытались изменить жизнь в своем населенном пункте к лучшему.
Recycle выступает информационным партнером проекта.