Как «Сименс» создает бизнес-модель для решения проблемы пластиковых отходов в океане
бизнес-модель океан пластиковые отходы Сименс

Как «Сименс» создает бизнес-модель для решения проблемы пластиковых отходов в океане

Моря и океаны переполнены пластиковыми отходами, представляющими угрозу для морских обитателей. Исследователи Департамента корпоративных технологий компании «Сименс» работают над решением для сбора и применения такого мусора. Их задача – превратить обычную концепцию в перспективную бизнес-модель. 

По оценкам некоммерческой общественной организации Ocean Conservancy из Вашингтона (Округ Колумбия) и консалтинговой фирмы McKinsey, Мировой океан загрязнен 150 миллионами тонн пластика, и эта цифра увеличивается приблизительно на восемь миллионов тонн в год. Пластик не только загрязняет побережья, но и представляет серьезную угрозу для морских обитателей. 

Например, морские черепахи и тюлени застревают в старых рыболовных сетях, а такие морские птицы, как альбатросы, умирают, поскольку питаются плавающими на поверхности воды фрагментами пластика. Страдают от загрязнения и люди. Пластик разлагается на частицы, известные как микропластик, и они все чаще оказываются в нашей еде. Пластиковые отходы превратились в настоящую мировую трагедию. 

Поиск бизнес-модели

На протяжении нескольких лет ряд стартапов и общественных организаций пытаются создать концепции по изъятию пластика из морей и, по возможности, его дальнейшей переработке. Сейчас разработано несколько прототипов систем для сбора морского мусора, включая катамаран, использующий для этого сеть.

Голландскому краудфандинговому проекту The Ocean Cleanup понадобилось пять лет для разработки морского барьера для сбора мусора, переносимого морскими течениями. В рамках этой своеобразной системы корабли будут регулярно собирать морской мусор и вывозить его на сушу для переработки. Хотя описанные концепции и кажутся многообещающими, коммерчески выгодной в среднесрочной перспективе бизнес-модели пока нет. Соответственно, эти решения являются самоокупающимися. 

В этой связи три исследователя Департамента корпоративных технологий компании «Сименс» (CT) объединили свои усилия, чтобы решить, какую роль «Сименс» может сыграть в борьбе с глобальным загрязнением пластиковыми отходами. Благодаря Quickstarter (внутренняя краудфандинговая платформа «Сименс») за последние 18 месяцев проект под слоганом «Очистка океана – наша задача» собрал необходимое финансирование. Эта программа позволяет быстро реализовывать идеи и концепции внутри компании без бюрократических проволочек. 

«Для начала мы провели глобальный анализ актуальной ситуации с точки зрения технологий сбора и рециркуляции мусора, а также потенциальных рынков переработанного пластика», – рассказал один из участников проекта CT Феликс Фишер, работающий вместе с Инго Бернсдорфом и Флорианом Ансгаром Егером.

Например, adidas уже использует переработанные пластиковые отходы, выловленные в море. Этот производитель спортинвентаря – одна из немногих компаний, придерживающихся принципа защиты окружающей среды в рамках своей бизнес-модели. В 2017 году компания продала приблизительно миллион пар кроссовок Parley, и, по прогнозам, за текущий год эта цифра должна вырасти до пяти миллионов.

 Что особенного в этих кроссовках? Согласно adidas, каждая пара равна 11 пластиковым бутылкам, не попавшим в мировой океан. Вместо этого бутылки перерабатываются и используются для производства кроссовок. Тем не менее, этот пример не отменяет того, что коммерческие технологии сбора мусора или испытанные маршруты перемещения отходов и сырья для морского мусора пока так и остаются перспективными наработками. 

Поиск, сбор, переработка

«Мы преследуем три конечных цели: обнаружение пластиковых отходов в море, их сбор и переработка или утилизация, – объясняет Бернсдорф. – Мы анализируем все три процесса». 

Бернсдорф также добавляет, что с учетом существующей линейки технологий «Сименс» переработка отходов – особенно интересное для компании направление.

«Мы склоняемся к контейнерному решению, которое позволит сжигать не подлежащий переработке пластик, и преобразовывать полученную энергию в электричество с помощью газификаторов и турбин», – говорит он. 

Такие контейнеры можно будет использовать на островах в Юго-Восточной Азии, например, там, где зарегистрированы особенно крупные объемы морских пластиковых отходов ввиду отсутствия систем переработки.

Более того, очень часто электричество производится с помощью дизель-генераторов. Как следствие, отдельные острова и островные государства зависят от импортного топлива.

«Такой контейнер будет легко создать на базе имеющихся технологий «Сименс», – добавил Егер. – Это решение способствовало бы продвижению децентрализованной генерации энергии, значимость которой продолжит расти в будущем». 

Островные поселения Юго-Восточной Азии могут использовать мусор, ежедневно в огромных количествах прибивающий к их побережьям, либо повторно использовать тот, что собирается непосредственно на островах. 

Плавучая установка для переработки

Тем не менее, единственный способ реально решить проблему с пластиком заключается в сборе огромных гор мусора в открытом море. В этой связи Фишер, Бернсдорф и Ансгар Егер объединили усилия с Полом Клеверли из подразделения «Цифровое производство» компании «Сименс» и специалистами одной крупной немецкой компании, также активно участвующей в кораблестроении, для проработки базовых идей по созданию специального судна, которое сможет не только собирать морской мусор, но и использовать его.

Например, платформа могла бы выполнять предварительную сортировку некоторых видов пластика и непосредственно преобразовывать небольшие порции не перерабатываемых отходов в энергию, чтобы гарантировать собственные нулевые выбросы CO2. 

Остальной мусор будет преобразовываться в нефть методом пиролиза (нагревание), а нефть уже можно будет поставлять на другие корабли в качестве топлива. Хотя никто и не знает, удастся ли когда-нибудь претворить такую идею в жизнь, по мнению Фишера, эта система – крайне многообещающая.

В ходе дискуссии с коллегами из департамента «Производство энергии и газ» компании «Сименс» в Вене (Австрия) эксперты также обсудили дальнейшие альтернативные способы использования пластиковых отходов для производства энергии или, например, для опреснения морской воды. 

Потоки и плотность мусора сконцентрированы в разных зонах. Как следствие, кораблям или другим решениям по сбору отходов понадобятся системы обнаружения. Для поиска зон особо высокой концентрации мусора можно использовать дроны.

Их можно оборудовать высококачественными камерами и датчиками и синхронизировать с головной системой с помощью интерфейса передачи данных. По словам Фишера, «облачное решение MindSphere «Сименс» уже располагает высокопроизводительными технологиями, способными объединить все три сложных направления – поиск, сбор и использование». 

Повторное использование пластика в продукции «Сименс»

Фишер, Бернсдорф и Егер особенно тщательно рассмотрели различные варианты экономически эффективного повторного использования пластиковых отходов в будущем. Помимо переработки в море или сжигания для генерации электричества на суше, пластик также можно просто повторно использовать.

«Мы могли бы исследовать возможность использования «Сименс» такого переработанного пластика на производстве собственной продукции, – объясняет Егер. – Многие продукты нашей компании изготавливаются из специальных пластмасс, устойчивых к высоким температурам и открытому огню. «Сименс» нужно будет проанализировать, в каких нишах можно было бы постепенно ввести рециклированные материалы из морских пластиковых отходов». 

Однако менее масштабное применение уже возможно. Сейчас трое исследователей работают с Департаментом недвижимого имущества «Сименс», который, помимо прочего, отвечает за заведения общепита для сотрудников компании в Германии. Их общая задача заключается в создании прототипа чашки с основанием из рециклированного морского пластика. Участники признают, что это лишь крошечный шажок – но начало уже положено. 

Текст подготовил: Тим Шрёдер, «Сименс».