ТОП-5 правил, как распознать гринвошинг
гринвошинг экологичное потребление

ТОП-5 правил, как распознать гринвошинг

Экологичное потребление набирает популярность. Согласно недавнему исследованию, проведённому НАФИ по заказу Экологического союза, пятая часть жителей крупных городов России (20%) отдаёт предпочтение экологичным товарам, если цена таких товаров их устраивает. При этом 30% опрошенных заявили, что им сложно отличить подлинную экопродукцию от той, что содержит вредные для природы вещества.

Иногда это, правда, непросто. Ведь некоторые бренды пытаются создать впечатление, что они соблюдают экостандарты, хотя это не соответствует действительности. Такие вводящие в заблуждение обещания получили название гринвошинга. Рассказываем, как его распознать, чтобы покупать по-настоящему экологичные товары.

Фильтруйте слова

«Экологически чистый», «полностью натуральный», «абсолютно безопасный» – подобные заявления на упаковке или в рекламе могут быть безосновательными и свидетельствовать лишь о том, что производитель хочет продать свой товар как экологичный. Достойны доверия не красивые слова, а исключительно факты и конкретные формулировки о составе, процессе производства и переработке. Например, «без сульфатов», «без формальдегида», «в составе растительные компоненты», «без красителей», «без химических отдушек». 

Ищите информацию

Компании и бренды, которые действительно заботятся об окружающей среде, как правило, отличаются информационной открытостью. Они рассказывают о своей экологической деятельности на своём сайте – можно заглянуть в их новостную ленту.

Дополнить картину могут отзывы потребителей. Люди делятся своим опытом в социальных сетях и могут рассказать о плюсах-минусах товара с точки зрения его экологичности.

Если после этого остались сомнения, то следующий шаг – независимые источники. Например, портал EcoWatch, сайты международных фондов по защите природы или российская «Лига зелёных брендов» – организация, которая объединяет компании, внедряющие в свои бизнес-модели «зелёные» принципы. Каждый год этот союз расширяется. Например, недавно он пополнился брендом FINNCOLOR, который на протяжении 28 лет помогает экологично справляться с ремонтом каждому, вне зависимости от опыта. Бренд предоставил организации множество документов и доказал, что следует принципам устойчивого развития, заботясь об окружающей среде, удобстве и безопасности своих покупателей.

Проверяйте упаковку

Экопроизводители используют минимум упаковки и выбирают материалы, которые легко переработать для последующего использования. Например, ПЭТ-бутылка может перерабатываться бесконечное число раз, а картон и бумагу можно сдать в макулатуру. Чаще всего именно из вторичного сырья сделана тара экологичных брендов.     

Важно помнить, что биоразлагаемый пакет – это не экологичная упаковка. От обычного такой пакет отличается специальным веществом d2w, который помогает ему распадаться на мельчайшие частицы, которые в итоге попадают в воду, через неё в тела животных, рыб и птиц, а затем – в организм человека.

Ищите на упаковке подлинные знаки экосертификации

Некоторые производители ставят на упаковке специально разработанные «логотипы», отдалённо напоминающие известные экомаркировки. Разумеется, им нельзя доверять. Чтобы отличить подлинный знак качества от поддельного, можно использовать специальное приложение Ecolabel Guide от Экологического союза. Оно распознаёт маркировки на упаковках и позволяет выявить гринвошинг. 

Читайте состав продукта

Производители, которые заботятся об окружающей среде, обычно полностью пишут состав, часто даже избегая специальных терминов, чтобы каждый мог понять, что всё (или почти всё) натуральное.

Сторонники гринвошинга, как правило, замалчивают некоторые ингредиенты, ведь иногда российские законы позволяют делать это. Например, на товарах бытовой химии можно указать только класс веществ, к которому относится тот или иной компонент.

С импортными товарами всё намного проще. Сертификация за рубежом требует от производителей раскрывать полный состав бытовой химии и перечислять компоненты в порядке убывания по номенклатуре INCI (International Nomenclature of Cosmetic Ingredients).


Эти пять простых правил помогут покупать только подлинные экотовары и вносить свой вклад в заботу об окружающей среде.