Улицы Бишкека украсили необычными арт-объектами из вторсырья
арт-объект Бишкек вторсырье пластиковые крышки

Улицы Бишкека украсили необычными арт-объектами из вторсырья

Улицы Бишкека (Киргизия) украсили портреты горожан, созданные из вторсырья – пластиковых крышек, которые несколько месяцев собирали сами жители.

Проект – это коллаборация художника арт-группы DOXA Дмитрия Петровского и директора проекта Tazar Айнуры Сагын.

Петровский создал необычные портреты горожан, которые теперь украшают столицу, а команда Tazar собрала 42 тысячи пластиковых «пикселей» - как сами горожане называют пластиковые крышечки, которые сдавали всем Бишкеком целый год.

Средний размер работ — 3 на 4 метра. У каждой инсталляции имеется табличка с информацией о герое.

Инсталляции появились благодаря экопроекту «Кадам». «Кадам» — синтез двух слов, в переводе с кыргызского «капкак» — «крышка» и «адам» — «человек». А вместе получается «кадам» — «шаг». В прочтении организаторов смысл инсталляции такой: сегодня мы все делаем первый шаг, размышляя об экологии и развитии столицы Киргизии.

Первый мурал, посвященный художнику Улану Джапарову, появился у моста, неподалеку от торгового центра «Азия Молл». Сам художник присутствовал на открытии своего необычного портрета и поделился впечатлениями.

«Для меня искусство – это некая форма жизни в этом городе. Я часто работаю как куратор со многими художниками, и каждый раз они меня удивляют. Ожидаешь одного, а художник берет и делает какую-то вещь, которая тебя сбивает с ног, Диме удалось меня удивить. Спасибо ребятам за то, что в городе теперь останется небольшой след про меня», — сказал Джапаров.

Сам автор идеи Дмитрий Петровский рассказал, что больше всего времени у него ушло на изготовление инсталляций, в среднем на одну работу потребовалось около трех недель. Крышки клеились на плоскость, только потом монтировались на поверхности. Материалы использовались максимально качественные, чтобы муралы прожили как можно дольше. Интересно, что самым сложным во всем творческом процессе стал поиск подходящих локаций в городе.

Горожане интересовались, почему авторы проекта выбрали для своей задумки вторсырье? Оказалось, что крышки очень доступный и распространенный материал, кроме того, они имеют широкую цветовую палитру.

Подобные арт-объекты есть во многих странах, потому что проблема изменения климата волнует людей по всему миру. Например, в 2020 году появилась крупнейшая мозаика в Южной Америке в Венесуэле, в Эль Атильо. Арт-объект представляет из себя гигантскую мозаику, сделанную из 200 тысяч пластиковых бутылочных крышек. Настенная «живопись из пластиковых колпачков» получилась яркой. На бетонной стене расцвели подсолнухи, полетели попугаи ара и распустились цветы арагуаней — национального дерева Венесуэлы. Длина художественной стены — 45 метров, высота — от 3.5 до 7.25 метра. Это крупнейшая экомозаика в Южной Америке.

Отличительная особенность проекта в Бишкеке в том, что герои муралов самые простые люди. Они не известны широкому кругу, но так преданно любят свое дело и этим много сделали для всех жителей Бишкека. Например, одну из героинь портретов Жибек Каракееву помнят бишкекские журналисты, когда она работала пресс-секретарем муниципального предприятия «Тазалык». Как раз при ней к службе изменилось отношение горожан, бишкекчане стали относиться к сотрудникам не как к мусорщикам, а как к людям, которые каждодневно кропотливо и бережно делают город чище. Портрет девушки разместили на одном из фасадов дома в 6-м микрорайоне.

«Когда я пришла в «Тазалык» не представляла, что буду делать. Мне сказали, что нужно создать станицы в соцсетях, поначалу там было всего пару подписчиков, а сейчас об этом предприятии знает весь город. Я не знала, как правильно вести соцсети и потому писала свои заметки словно в дневник, будто рассказывала об этих дворниках и их работе подругам и близким», — говорит Жибек.

Портрет киномеханика Аваза Момуналиева появился на фасаде дома по улице Малдыбаева. Аваз Момуналиев не просто человек, оставивший свой след в кинематографе, в 90-е годы он отстоял знаменитый Дом кино. Помимо материальных ценностей, сохранил куда более важную вещь — веру в человека, любовь к искусству.

Четвертая финальная локация на пересечении проспекта Манас и улицы Ахунбаева досталась Айнуре Исаевой. Женщина 28 лет ежедневно спасает горожан от палящего солнца и жажды, наливая национальные напитки — «Максым» и «Тан».

Айнура пришла в компанию «Шоро» в 1994 году. Она была самым преданным сотрудником, каждый день в любую погоду спешила на любимую работу. За эти годы у нее дома создался настоящий музей компании — первые фартуки, первые стаканчики для напитков и архивные фотографии.

Сейчас на улицах Бишкека размещены четыре арт-портрета. Еще шесть таких оригинальных работ появится в других областях страны. Организаторы уже ищут героев в Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях. Кроме того, для новых работ уже открыт прием крышек. 

Фото: Акчабар