Как Вадим Фаттахов начал производить вкусную альтернативу пластиковой посуде
Альтернативу одноразовой пластиковой посуде придумал житель Башкортостана Вадим Фаттахов – с его подачи в ресторанах и кафе российских мегаполисов появились съедобные ложки.
Продукт Вадима Фаттахова помогает снизить потребление пластика в российском общепите. Вместо одноразовой посуды можно воспользоваться ложками из теста.
Механика очень проста – пообедал супом или побаловал себя мороженым, а когда тарелка опустела, съел и ложку. Наелся и не хочешь есть прибор? Просто раскроши ложку на землю – крошки съедят птички.
При этом в составе этих столовых приборов нет ГМО, консервантов и искусственных красителей – только натуральные ингредиенты, которые не нанесут вреда ни людям, ни животным, ни окружающей среде.
Как родилась идея производить вкусные столовые приборы, из чего их готовят и насколько охотно кафе и рестораны берут их взамен пластиковой посуды, нам рассказал основатель проекта «Съедобные ложки» Вадим Фаттахов.
История проекта
- Когда я решал, каким делом заняться, выбирал по нескольким критериям. Во-первых, проект должен был быть экологичным. Не только в плане бережного отношения к окружающей среде, но и в плане бережного отношения к окружающим.
Например, пивнушку открывать я бы точно не стал — хотелось чего-то доброго, полезного, позитивного. Плюс мне хотелось, чтобы товар можно было «положить в карман». Чтобы когда меня спрашивали, чем я занимаюсь, я не визитку доставал, а свою продукцию.
И еще хотелось сделать что-то такое, чего либо вообще в России нет, либо есть лишь на стадии зарождения. Я общался с людьми, читал книги, журналы, Интернет-ресурсы в поисках идеи и вдруг наткнулся на два слова – съедобные ложки. И этот продукт объединил все то, что я бы хотел видеть в своем проекте.
Я узнал, что такие ложки делают в Индии. Написал ребятам, спросил, могут ли они выслать свою продукцию – хотелось понять, что они из себя представляют.
Те ответили, что сделают это не раньше чем через полгода. Ждать не стал – идея так сильно зацепила, что решил попробовать сам сделать такой товар. Это было в августе 2016 года, а уже в январе 2017-го я начал работать над технологией изготовления съедобных ложек.
Как создавали ложки из теста
Индийские ложки я вживую так и не увидел, так что разрабатывал все с нуля. Знал только по подписям в Instagram, что ребята не заморачиваются вкусом продукта и что делают ложки из рисовой муки.
Для наших реалий она не годилась, так что мой продукт сделан из пшеничной муки. И для меня, в отличие от индийцев, была важна не только экологичность продукта, но и его вкусовая составляющая.
Почти год мы разрабатывали тесто – пробовали и очень крутое тесто, как для пельменей, и жидкое. Из твердого ложка получалась крепкая – не разгрызть, жидкое плохо держало форму – в общем, путем проб и ошибок нашли оптимальный вариант.
Я повар-кондитер по образованию, но в ходе экспериментов пришлось столкнуться с такими трудностями, о которых на учебе не рассказывали, так что советовался с профессионалами: технологами пищевой промышленности, инженерами, конструкторами.
Нужно ведь было и форму ложки правильную подобрать, и оборудование дорабатывать.
Ложки на любой вкус
В результате экспериментов удалось добиться идеального результата – ложки не слишком толстые, но и не ломкие. Вкусовые качества тоже не страдают. Причем есть как сладкие ложки для десертов, так и несладкие – для супов и горячих блюд.
Сладкие делаем в шоколадной глазури с кокосовой стружкой. А также ореховые, ванильные и ванильные с кондитерской посыпкой. Есть ложки чесночные, с куркумой, с солью, с травами.
Кстати, я заметил, что те ребята из Индии, благодаря которым я занялся этим проектом, лайкнув наши ложки в Instagram, вскоре сами стали делать глазированные приборы.
Срок годности ложек доходит до 3-х месяцев, но мы планируем увеличить его до полугода. При этом не используем никакой химии – только натуральные консерванты.
Стоимость одной ложки при покупке оптом — от 15 до 20 рублей. В розницу – намного дороже, потому что процесс отправки выходит слишком затратным по времени и деньгам.
Перспективы проекта
Деньги на развитие проекта я собирал на краудфандинговой платформе. Сумма нужна была небольшая – 150 тыс. рублей, и собрали мы ее довольно быстро.
Правда, и готовились – красиво презентовали продукт, хоть и почти не потратили ничего на маркетинг. Нам было еще и интересно посмотреть – заинтересуются ли люди съедобными ложками. Заинтересовались, это помогло нам с запуском.
И если буквально до конца прошлого года я один занимался созданием съедобных ложек, то теперь у меня появилась полноценная команда, с которой мы активно работаем над развитием проекта, увеличиваем производительность, ищем новые каналы сбыта.
В основном сейчас наша целевая аудитория – кафе и рестораны. Они покупают ложки, но не так много, как хотелось бы. Да и неудобно поставлять им небольшими партиями, поэтому мы работаем с торговыми представителями в городах: они собирают там заказы на мелкий опт или розницу, а нам уже делают крупный оптовый заказ. Так что торговые представители – наше все!
Чаще всего заказывают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге – мегаполисы более прогрессивны, любят пробовать что-то новое. А вот в родной Башкирии — наше производство находится в городе Стерлитамак, это 120 километров от Уфы — не покупают.
Зато интересуются за границей: за последний год были заявки из восьми разных стран. Но поставлять туда продукцию очень сложно: доставка стоит неимоверных денег, так что каждая ложка становится «золотой». А еще нужно огромное количество бумаг собрать.
Нам было бы удобно сотрудничать в таком формате: найти партнера, доставить ему оборудование и обучить. Если найдется человек, который заинтересуется, будем только рады.