1 августа 2018, 12:57

Зеленая команда: Как научить жителей небольшого города покупать продукты без упаковки

Автор: Ася Малютина 3141
Зеленая команда: Как научить жителей небольшого города покупать продукты без упаковки

В Бийске с начала 2018 года работает магазин без упаковки «Развесная лавка». Его создательница Валентина Проходцева рассказала Recycle, почему покупатели любят делать покупки на развес, как хранить товары без упаковки и почему ей приходится всегда держать под рукой баночки от детского пюре.

С чего все начиналось

Идея создать свой бизнес крутилась в голове давно — хотелось делать что-то свое и полезное для общества. Мы с супругом Артемом уже тогда были увлечены раздельной сортировкой отходов, бережным отношением к окружающей среде. 

Про магазины без упаковки прочитала в Интернете. Знала, что их немало в Европе, но в России слышала только про один — на тот момент Любовь Сорокина уже запустила свой первый магазин без упаковки с доставкой в Петрозаводске. 

В Бийске такого не было, ниша пока еще свободна, так что смело можно было пробовать. 

Я предложила мужу открыть такой магазин — он поддержал идею. Но далеко не все сразу поверили в успех: мои родители были против нашего проекта, так как не видели разницы между обычным «магазином у дома», которые расположены через каждые пять метров, и магазином без упаковки. 

А вот родители со стороны мужа доверились нам, хотя тоже немного сомневались в том, что это будет востребовано. Сейчас, когда магазин работает уже долгое время, нас поддерживают обе стороны.

Об ассортименте

«Развесная лавка» действительно похожа на магазины «шаговой доступности» — здесь можно купить все, что потребуется в быту. 

Крупы, макароны, чай и кофе, сладости, специи и приправы — основной ассортимент магазина. Есть отдел с натуральным мылом, дезодорантом. 

Вся линейка товаров формировалась в том числе и благодаря посетителям, которые оставляли свои пожелания о том, что бы они хотели купить в магазине. 

Помимо продуктов и косметики, у нас можно купить товары, заменяющие одноразовые и пластиковые аналоги — бамбуковые зубные щетки, тканевые мешочки, салфетки, сумки.

Планируем разнообразить ассортимент товарами здорового питания (добавить новые крупы, полезные батончики, шоколад, хлебцы) и расширить линейку многоразовых товаров — вскоре у нас появятся стеклянные и металлические трубочки, многоразовые прокладки и подгузники и др.

О гигиене

Естественно мы прошли через СЭС- составлена программа санитарного контроля, составлен договор на ежемесячное посещение сотрудником СЭС по вопросам дератизации, дезинфекции и пр. Мы получаем специальные средства для борьбы с  вредителями, сотрудники СЭС регулярно визуально осматривают торговое помещение. 

У нас в магазине нет ни одного открытого продукта, все контейнеры с крышкой, доступ к развесному товару только у продавца. Контейнеры моются, при смене партии товара, контейнеры промаркированы датой изготовления и окончанием срока годности, для подтверждения этих дат имеется заводская этикетка с мешка/коробки. 

Для составных продуктов (чай, сладости) стоит коробка из-под этого товара, на которой написан состав, калорийность и пр. Чтобы я могла при первой просьбе покупателя ее зачитать. Недоверчивых покупателей немного.

О покупателях

У нас уже есть постоянные покупатели, новые приходят «по наводке» или просто, увидев вывеску. Их заинтересовывает надпись «продукты без упаковки» и отказ от пластика. Так как мы такие одни в городе, то прямых конкурентов нет, у покупателей есть ощущение какой-то новизны. По их словам, супермаркеты уже приелись, хочется чего домашнего, уютного, как у нас.

Пока лишь небольшой процент покупателей приходит со своей тарой. Для забывчивых у нас есть стеклянные баночки от литра и меньше объемом, в основном из-под детского питания — их нам приносят молодые мамочки. И бумажные пакеты — от них мы отказаться пока не можем.

Изредка покупатели приходят с тоненькими полиэтиленовыми пакетиками. «К вам же только со своим», «жалко такие бумажные пакеты тратить» — так они объясняют свой выбор тары. Пока насыпаю покупку в этот пакетик, объясняю, что он скоро все равно пойдет на свалку, а тканевый или баночка — это долговечно и прочно.

О перспективах

На старт проекта мы потратили около 300 тысяч рублей. Потом добавляли еще — по просьбам покупателей расширяли ассортимент: чай, крупы, семена и др. Продолжаем вкладывать деньги и сейчас. Все же магазин понемногу окупается: сегодня мы не в минусе, но и шикарной прибыли нет. 

Но постепенно количество наших покупателей растет. Жители города узнают о нем из групп Вконтакте и Instagram, из интервью в местных электронных изданиях, ну и сарафанное радио, конечно, делает свое дело.

Фото: Ирина Власова/Гринпис России



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
t.me/recyclemagru