Кроноцкий заповедник морской мусор пластиковый мусор

Исследование: 85% мусора на заповедных берегах — пластик

Ученые два года изучали состав морского мусора на побережье Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского федерального заказника, и пришли к выводу, что 85% всего мусора составляет пластик.

Как пояснила куратор проекта и научный сотрудник Кроноцкого заповедника Екатерина Шитц, чаще всего это тара, упаковка и рыболовное снаряжение. Морской мусор очень опасен для морских животных – они запутываются в нем и могут задохнуться, получить глубоки порезы и другие увечья, также такой мусор может стать причиной удушения, инфекционных заболеваний, голода и смерти. Ученые исследуют морской мусор, чтобы понимать его происхождение, состав и найти способ борьбы с этим явлением, чтобы снизить его негативное воздействия на прибрежные экосистемы.

Исследование проходило в два этапа. В начале специалисты проводили аэросъёмку для фиксации видимого мусора, затем полученные сведения загружали в базу для тренировки нейронной сети. На втором этапе детально изучали только выбранные стометровые участки, взвешивая и уточняя каждую находку.

Мусорные показатели выглядят так:

  • в Южно-Камчатском заказнике: в 2023 году найдено от 65 до 443 единиц мусора на 100 метрах, в 2024 году — от 48 до 180.
  • в Кроноцком заповеднике: в 2023 году от 4 до 91 мусорной единицы, в 2024 году — от 13 до 89 на 100 метров.

По Индексу чистоты побережья (CCI) обследованные участки попадают в категорию «очень чистых». Но даже несмотря на это, плотность мусора в Южно-Камчатском заказнике в среднем в 5,5 раза выше, чем в Кроноцком заповеднике.

В числе мусорных находок: 35 видов морского мусора в Кроноцком и 53 — в Южно-Камчатском, включая пластиковые бутылки, верёвки, канаты и рыболовные сети. Во время бренд-аудита ученые обнаружили наименования компаний Coca-Cola, Mars, Dove, и даже местная компания ЗАО «Малкинское».

Ученые констатируют, что решение проблемы загрязнения заповедных побережий очень трудоемко и исследователи ее в одиночку решить не смогут. Они видят только комплексный подход: рыбопромышленных и судоходных компаний, брендов (чью тару и упаковку чаще всего обнаруживали на побережье) и, конечно, людей.

Фото: Кроноцкий заповедник