буровой шлам отходы промышленности

Прочный асфальт предлагают делать ученые из отходов

Ученые Пермского Политеха (ПНИПУ) предлагают использовать отходы нефтяного и газового производства для создания прочного дорожного покрытия.

Речь идет о буровом шламе, которого ежегодно в нашей стране образуется до 300 тысяч тонн. Общее же количество превышает 95 миллионов тонн. Эти отходы содержат нефтепродукты, тяжелые металлы и прочие вредные вещества, опасные для окружающей среды. Сейчас их утилизация не экологична – буровой шлам сжигают, либо захоранивают.

Буровой шлам – это смесь дробленой горной породы, специального раствора, нефти и химикатов. Он образуется в процессе бурения скважин при добыче нефти и газа.

Ученые рассчитали, каким должно быть его содержание в асфальтобетонной смеси, чтобы она была наиболее эффективна для строительства прочного дорожного покрытия.

Для этого они изучили образцы буровых шламов с концентрацией от 0,1 до 6,2 % опасных для окружающей среды веществ – нефти, нефтепродуктов, соединений хлоридов и тяжелых металлов. Одна часть шламов изучалась в исходном состоянии, а другая – после отмывки от пыли и глинистых частиц. Для оценки зернового состава образцы были высушены.

«Минеральную часть буровых отходов для приготовления асфальтобетона целесообразно добавлять вместо традиционного порошка, а нефтепродукты в шламах подойдут как связующее для битума (вязкого компонента асфальта), чтобы он был более эластичным и устойчивым к высоким температурам. Лабораторные испытания подтвердили, что оптимальное содержание шлама находится в пределах от 5 до 7%. При этом речь идет именно о промытых образцах – они обладают высокой прочностью, водостойкостью и устойчивостью к нагрузкам», – рассказал профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» ПНИПУ, доктор технических наук Константин Пугин.

С применением этой технологии также получится снизить стоимость производства асфальтобетонной смеси примерно на 10-18%.