Ртуть в шерсти белых медведей – маркер диеты и среды обитания
Ученые изучили накопление ртути в шерсти белых медведей и пришли к выводу, что вещество накапливается в волосах пропорционально концентрации в крови, превращая каждый волосок в свидетеля диеты и химической среды обитания.
Российские учёные-экологи исследовали шерсть 97 белых медведей, собранных с двух архипелагов — Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, а ещё с полуостровов Ямал и Таймыр, ну и с островов в Карском море. Работа велась в период с 2010 по 2020 год.
В среднем ртути нашли около 2 мг/кг (это по сухому весу), что на порядок меньше, чем у канадских собратьев — там доходило до 23,9 мг/кг. Меньше всего было у малыша-медвежонка шести месяцев от роду (0,08 мг/кг), а больше всего — у матерого шестнадцатилетнего самца (5,69 мг/кг). Интересно, что у взрослых ртути вдвое больше, чем у молодняка, а у возрастных особей - вчетверо!
Изотопный анализ по углероду и азоту показал, что мишки в основном кормятся тюленями, точнее — кольчатой нерпой, которая живёт в толще воды. Чем выше показатель δ¹⁵N, тем длиннее эта пищевая цепочка и тем больше ртути накоплено. Вот только на Южном острове Новой Земли какая-то аномалия: там звери охотнее едят то, что на суше - водоросли, яйца, мёртвых оленей, - и это, получается, снижает накопление токсичных веществ.
Главный виновник загрязнения - глобальные процессы, переносящие ртуть по воздуху, да и морские пищевые сети. Только один медведь превысил опасную отметку - 5,4 мг/кг. Так что российский север пока относительно чист, хотя по сравнению с четырнадцатым веком фон ртути вырос в десять раз.
Важно и то, что метод не навредит животным: образцы берут, когда медведь, например, спит или уже умер. Это открывает новые возможности для наблюдения за состоянием медведей в условиях климатических изменений, ведь они начинают менять свой рацион.
Фото: shutterstock