Х5 Group станет углеродно нейтральной

Х5 Group станет углеродно нейтральной

Ритейлер рассказ об усилиях, которые прикладывает компания для достижения углеродной нейтральности к 2050 году

В последнее время бизнес все чаще говорит о необходимости следовать принципам устойчивого развития, поддерживать их на корпоративном уровне. Это уже не дань КСО, это принципиально новый подход к построению работы. Как правило, «трендсеттерами» тут оказываются крупные прогрессивные игроки.

Например, Х5 Group впервые структурно подошла к устойчивому развитию и утвердила стратегию и долгосрочные цели до 2030 года еще два года назад. Среди приоритетных направлений её работы оказались: содействие здоровому образу жизни и доступности качественных и полезных продуктов, обеспечение достойных условий труда и равных возможностей для сотрудников, содействие ответственному потреблению и бережному использованию ресурсов, поддержка местных сообществ через развитие благотворительности. 

Благодаря усилиям в части устойчивого развития ритейлер уже в 2020 году смог снизить интенсивность удельных выбросов парниковых газов (Scope 1 и Scope 2) на квадратный метр торговой площади на 9%, в том числе за счет перевода части транспорта на газомоторное топливо (сейчас 20% транспорта группы уже переведено на газодизельное топливо, а фуры заменены на грузовые автомобили с более легкими кузовами, способствующими снижению выбросов).

В декабре прошлого года ритейлер взял на себя обязательство установить научно обоснованные цели по сокращению выбросов парниковых газов для достижения задач Парижского соглашения. На данный момент компания определяет объем и скорость сокращения выбросов для ограничения роста глобальной температуры в пределах двух градусов по сравнению с доиндустриальным уровнем. 

При этом планируемое снижение выбросов парниковых газов в 2023 году – 10%, а в 2030 году – 30%.

Для достижения обозначенной цели Х5 Group работает над переводом ряда крупных объектов (распределительных центров и некоторых магазинов) с традиционных на возобновляемые источники энергии.

Например, торговая сеть «Пятёрочка» пилотирует солнечные батареи в Краснодарском крае. Мощность сетевой станции составляет 30кВт, сетевые модули располагаются на крыше здания на специальных опорных конструкциях, обеспечивающих оптимальный угол наклона солнечных модулей и высокую эффективность работы.

Кроме того, ритейлер рассматривает возможность установки возобновляемых источников энергии или закупки низкоуглеродной электроэнергии у третьих лиц. Так, например, на зеленую энергию с гидроэлектростанций на данный момент переведены уже 10 РЦ «Пятёрочки», перевод еще нескольких на стадии завершения.

До 2030 года, судя по заверениям Х5, 30% собственных операций уже будут осуществляться на возобновляемых источниках энергии.

Примечательно, что совокупность всех предпринятых мер в полной мере соответствуют долгосрочной стратегической цели компании – достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Временной промежуток определен исходя из текущих возможностей корпорации, однако не исключено, что в ближайшей перспективе появятся новые решения, которые позволят ускорить этот процесс, как минимум на несколько лет.

Помимо перечисленных мероприятий для повышения энергоэффективности федеральный ритейлер предпринимает и другие шаги. Например, разработана и внедрена во все новые и реконструированные объекты сети «Пятёрочка» система «умный магазин». Она помогает снизить потребление энергии, автоматизировать управление оборудованием и минимизировать риск несчастных случаев.

По словам компании, система «умный магазин» сокращает энергопотребление в торговых точках на 4,9%. А торговая сеть «Перекрёсток» внедряет в своих супермаркетах систему «умный щит», которая позволяет снизить энергопотребление на 10%.

Сам головной офис X5 Group в Москве сертифицирован по экологическому стандарту LEED на уровне Gold. Это означает, что в офисе используются безопасные отделочные материалы, энергоэффективное освещение (светодиоды) и оборудование, водоэффективная сантехника в санузлах (унитазы с двойным смывом, писсуары, настроенные на слив воды за четыре секунды), установлены соленоидные клапаны, отключающие воду, если помещение пустует, датчики движения, а также организован сбор макулатуры, крышек и батареек.

При этом компания также предпринимает активные шаги по сокращению отходов собственной операционной деятельности. По оценкам, в 2020 году X5 передала на переработку порядка 620 тысяч тонн материалов от операций, а итогам первого полугодия 2021 года – более 299 тысяч тонн. К 2023 году ритейлер планирует увеличить до 95% долю перерабатываемых твердых отходов в собственных операционных процессах (по итогам прошлого года показатель уже достиг 85%). 

Однако цели устойчивого развития невозможно выполнить, не заручившись как минимум поддержкой партнеров. Именно поэтому еще в 2020 году Х5 представила общие рекомендации для поставщиков в области устойчивого развития. Документ был разработан на основе анализа лучших практик в области ESG в секторе продуктового ритейла, а также на основе данных, полученных в результате опроса, в котором приняли участие 30 крупнейших партнёров компании.

Спустя год компания опубликовала детальные рекомендации по устойчивой упаковке для 13 категорий продукции.

В документе приводятся конкретные примеры как предпочитаемого, так и наименее предпочтительного сырья для упаковки. И что примечательно, большинство стратегических партнеров на самом деле придерживаются данных рекомендаций.

Поддержать экологические инициативы компании легко могут и простые покупатели.  Сейчас, например, в «Пятёрочках» и «Перекрёстках» можно отказаться от печати бумажного чека в пользу электронного. Для конкретного покупателя отказ от чека является небольшим шагом, но в масштабах крупной торговой сети, магазины которой посещают ежедневно порядка 14 млн человек, такая возможность позволяет значительно экономить ресурсы и сокращать бумажные отходы. 

Кроме того, в январе 2021 года в девяти «Перекрёстках» Москвы появились рефил-станции для покупки бытовой химии в розлив в многоразовую тару, что стало совместным проектом сети с брендом BioMio. Получив позитивный отклик от потребителей, компания запустила этот проект также и в Санкт-Петербурге – станции уже открыты в двух магазинах. К тому же во всех «Перекрёстках» продаются пакеты, на 35% состоящие из переработанного пластика. А для тех, кто давно отказался от пакета в любом виде, всегда есть возможность приобрести экосумку. Только в прошлом году их было продано  порядка 5,6 млн.