20 фото: как устроен первый безотходный супермаркет
Супермаркеты один за другим отказываются от использования пластиковых пакетов. Немецкий Original Unverpackt пошел еще дальше и предложил новый концепт магазина с многоразовой тарой – контейнерами, холщовыми мешками и емкостями, которые покупатель приносит с собой.
Невзрачный на первый взгляд магазин Original Unverpackt в берлинском районе Кройцберг – на самом деле первый в мире безотходный супермаркет. Здесь нет ни одного товара в упаковке – клиенты сами должны насыпать или наливать товар, взвешивать его и только затем совершать покупку.
Магазин, авторами идеи которого стали Сара Вольф и Милена Глимбовски, расположился на Wiener Straße в здании бывшей мясной. Сейчас мяса в ассортименте нет, зато представлено множество других товаров.
Магазин размерами 70 кв.м. скорее похож на небольшую лавочку, чем на классический супермаркет. Интерес к нестандартному супермаркету был огромным еще до его открытия – деньги на его создание собирали с помощью краудфандинга. Но уже за первые дни кампании, когда была собрана вся желаемая сумма, стало понятно, что проект будет успешным. За 40 дней проект получил финансирование, значительно превосходящее ожидания, а вместе с тем поддержку и одобрение жителей со всей страны.
Из 600 запланированных продуктов и товаров для дома с начала продаж на полках расположились только примерно 350 товаров. Примерно 80 % из них – это био-продукты. В больших ёмкостях представлены орехи, мюсли, рис и лапша разных видов.
В больших стеклянных баночках – приправы и чай. Их легко насыпать самим – достаточно ложечкой взять, сколько требуется.
На табличке написано: если вы положили слишком много продукта, его можно вернуть на кассу. В магазине – самообслуживание. Каждый решает сам, взять ему 200 г пасты или 2 кг мюсли.
На плакате наглядно объясняется, как функционирует система. Если покупатель приходит в магазин с собственными ёмкостями и контейнерами, то сначала их нужно взвесить, получить наклейку, а затем наполнять.
В магазине можно купить и бытовые средства, и косметические – дезодоранты, шампуни, гели для душа и даже стиральный порошок. Инновационная зубная паста в таблетках продается по цене 390,82 евро за килограмм. Этого запаса, впрочем, хватит на всю жизнь.
Если вы забыли подходящую ёмкость дома, то в магазине можно найти разнообразные бумажные пакетики, металлические, пластмассовые и стеклянные баночки, тряпочные мешочки. Цена на такую упаковку начинается от 20 центов.
Спагетти или тесто для лазаньи придется брать одноразовой перчаткой. Килограмм фабричного спагетти в магазине стоит 55 центов, а такое же количество чая мате – 29,39 евро.
Молоко и йогурт разложены по стеклянным емкостям – впрочем, как и в других супермаркетах.
Из-за того, что кассиру приходится взвешивать отдельные продукты, на это уходит немного больше времени, чем в сетевых магазинах.
Белая плитка, сверкающий металл, пластиковые дозаторы и стеклянные ёмкости: стерильная линия, которую создал архитектор Михаэль Браун. На стене висит прозрачная труба, наполненная овсяными хлопьями и шоколадом. Напротив можно найти металлические ёмкости, наполненные вином и уксусом.
Цель Вольф и Глимбовски – сделать продукты по цене такими же, как в сетевых супермаркетах.
Большая часть продуктов попадает в магазин прямо из региональных хозяйств. Так, на столе в центре магазина можно найти самодельный мармелад из Шпреевальда, мёд из Укермарка и био-лимонад из Берлина.
Основная идея магазина – мысль о так называемом precycling – на начальном этапе отказаться от упаковки, чтобы таким образом внести свой вклад в борьбу с миллионами тонн упаковочного мусора, которые ежегодно производят немцы.
Основательницы проекта уверены, что современная модель торговли не имеет будущего. Поэтому переход к торговле без упаковки способствует улучшению окружающей среды и несет большую пользу для общества.
В среднем в Германии используется примерно в два раза больше пакетов и одноразовой упаковки, чем 20 лет назад. Причина простая: материал, из которого изготавливается упаковка, дешевый, легкий и прочный.
Сейчас в магазине работают 10 сотрудников. Первый филиал будет размером 100 кв.м. Ещё до официального старта продаж в магазине берлинские предпринимательницы получили огромное количество предложений по открытию филиалов по франшизе по всей Германии.