Как активистка собирает ненужные вещи и избавляет Москву от мусора
charityshop благотворительный магазин

Как активистка собирает ненужные вещи и избавляет Москву от мусора

Благотворительный магазин – явление на российском рынке относительно новое и достаточно популярное. Принцип работы прост: люди отдают ненужную одежду, а деньги с ее продаж идут в благотворительные фонды. Дарья Алексеева запустила свой «Charity Shop» и рассказала нам об экологичной модели социального бизнеса.


 

– Дарья, чем ваш магазин отличается от остальных?

«Charity Shop» – это социальный проект на стыке благотворительности и экологии. Изначально предполагалось, что мы снимем помещение, будем принимать одежду хорошего качества, продавать ее по низким ценам и отдавать деньги в фонды.

Все представлялось довольно-таки оптимистично. Но я не думала, что количество ветоши будет столь велико. И тогда возник вопрос: куда ее девать? Я решила оптимизировать этот процесс и так мы стали отдавать вещи на переработку.

– И как вы это организовали?

– На этом этапе у нас возникли сложности. Поначалу мы отвозили одежду в контейнеры H&M. Они не принимают вещи оптом, поэтому каждый день после работы мы с ребятами отвозили по две сумки каждый, что было очень неэффективно и даже безумно: нас уже узнавали в магазине.

Также мы не могли себе позволить работать с компанией, которая сотрудничает с H&M, поскольку утилизация проходит не на территории России. Это очень дорогостоящий процесс. Например, если отвозить вещи на ближайший российский перерабатывающий завод, то за 10 тонн ветоши тебе заплатят 80000 рублей. Но ведь эту ветошь нужно где-то хранить, оплатить погрузку и транспортировку, а предварительно вытащить все пуговицы и молнии.

Ты либо говоришь «нет, мы этим не занимаемся» и перечисляешь деньги только сиротам, либо ты решаешь хоть как-то сократить объемы того, что выбрасывается. Сейчас мы договариваемся с российской компанией по переработке ветоши. Собственно, среднесрочная задача состоит в том, чтобы все фонды в городе работали по такой системе вместе с нами. Москвичи сдают тонны ветоши во время разных масштабных акций по сбору гуманитарной помощи, а на деле 70% вещей непригодны.

– Какие вещи приносят в ваш магазин?

– Это зависит от инфоповода и от аудитории. Это могут быть слушатели «Эхо Москвы», начиная от бабушек и заканчивая девушками-оппозиционерками.  Журнал «Лиза» – соответственно, иная аудитория. «Стрелка» и «Вектор» – другая категория, они обеспечивают нам винтаж, классный оверсайз или новые вещи с Asos, которые не подошли. Сейчас нам привезли вещи из Европейской гимназии, мы их еще не разбирали, но уже видели пакеты Louis Vuitton.

Кроме того, у нас есть мобильные контейнеры для сбора вещей, которые мы ставим в офисах. Компания заказывает ящик на две-три недели, туда сотрудники могут сдать брендовую одежду. Но когда ты употребляешь слово «бренд», то люди теряются. Если ты говоришь «масс-маркет», то начинают задавать вопросы о том, что можно считать масс-маркетом.

Говоришь «качественные вещи» и получаешь каракулевую шубу весом 20 килограмм, потому что «богатая же материя, сносу нет, даже моль не поела». А скажешь «нуждающиеся семьи» и тут же начинают нести ветошь. В результате в магазине есть вещи абсолютно разных категорий: топовые бренды, масс-маркет, биг сайз и винтаж.

– Кто покупает вещи в вашем магазине?

– Я думала, что магазин будет таким секретным местом для модниц, которые хотят купить сапоги Chanel подешевле, но оказалось, что выехать на такой узкой аудитории невозможно, поэтому никакая категория покупателей на данный момент не выделяется. Звучит парадоксально, но не всегда людям нужны вещи. В наш магазин приходят за историей. Притом вещей приносят в шесть раз больше, чем покупают.

– Расскажите тогда, какую одежду лучше приносить.

– Отдавать нужно то, что сам бы купил и сам бы носил. Вещи должны быть целыми, чистыми. Даже если одежда лежала в шкафу, то по возможности ее лучше постирать перед тем, как везти к нам. Если это, например, вечернее платье, то мы сами отдадим его в химчистку. Самое главное – это уважение.

Мы обещаем честную и адекватную сортировку, но у нас не шубохранилище. Зимние вещи лучше сдавать в сезон. Если приносите ветошь, то так и подпишите пакет, чтобы мы не тратили время на разбор. Я не знаю, что представляют себе люди, но на самом деле сортируют одежду живые люди, а не автоматизированная система.

– Что вы делаете с одеждой, которую не продаете?

– Мы помогаем нуждающимся семьям в регионах. У нас буквально есть список конвертов с адресами, письма приходят на мое имя. Вот, например, пишут: «Может, вы нам поможете, отправите что-нибудь: семена, обувь для меня, мужа и сына». Мы, естественно, не отправляем брендовую одежду и туфли на высоком каблуке.

Качество вещей в таких посылках ниже, но мы соблюдаем все требования. При такой работе очень важно наладить коммуникацию: узнать размер, возраст, предпочтения, поэтому мы переписываемся с семьями.  Вот зачем нужна тщательная сортировка: нет никакого смысла отправлять в малообеспеченные семьи костюм от Hugo Boss, лучше продать его в магазине и на вырученные деньги купить лекарства.

– Как вещи сортируют?

– Нам помогают волонтеры. Приходят фанатки охоты за вещами, для них это азарт: выхватить сумку FURLA первой. Наши волонтеры придумывают разные названия. Так, у нас появились категории «оружие массового поражения» –  это свадебные и вечерние платья, «перспективный пакет»  – это пакет из ЦУМа. Мы постепенно обрастаем своими шутками, фразами, потому что это не похоже на обычный магазин.

– На что идут собранные деньги?

– Большая часть денег уходит на аренду и зарплаты работникам. Льготная аренда для благотворительных магазинов, к сожалению, пока не предусмотрена. Все, что остается, мы перечисляем в фонд «Вверх», который поддерживает выпускников детских домов для детей с ограниченными возможностями. Проект рассчитан не только на прибыль, но и на то, чтобы решать социальные задачи. Поэтому у нас работают ребята с инвалидностью. Мы планируем запустить для них обучающие семинары.

Мне также важно, чтобы практично использовалось помещение. Поэтому разные фонды и организации проводят в магазине встречи, лекции, акции по сбору средств. Все держится на дружеском формате.

Поддержите Recycle