Дмитрий Закарлюкин: «Хочется, чтобы отходы человека стали его достоянием!»
отходы раздельный сбор раздельный сбор мусора Челябинск экотакси

Дмитрий Закарлюкин: «Хочется, чтобы отходы человека стали его достоянием!»

С челябинцем Дмитрием Закарлюкиным мы начали беседовать о его проекте экотакси. Однако это далеко не единственная экологическая инициатива, успешно воплощенная им в жизнь. На пути к «нулю отходов» Дмитрий запустил «Вещеворот», помог старым игрушкам превратиться в скейтборды, открыл маленький биогазовый комплекс. Теперь он мечтает построить мусороперерабатывающий завод, принадлежащий народу. Recycle выяснил, как активисту удается менять к лучшему один из самых проблемных с точки зрения экологии регионов страны. 

—  Дмитрий, как давно вы занимаетесь экологическими проектами и как к ним пришли?
—  Друзья хитростью и обманом заманили меня в экопроекты в 2012 году! До того времени моя работа была связана с рекламой. Однажды друзья предложили мне провести большую волонтерскую уборку на берегах озер в Челябинске. Я согласился... И все, пропал - с той поры занимаюсь экопроектами! 

—  Челябинск - один из самых проблемных городов России. Насколько, по вашим оценкам, активны местные жители?
—  Они очень инертны, увлечь их каким-то проектом непросто. Люди недоверчивы, любую общественную активность воспринимают как политическую.

—  Что помогает менять ситуацию?
—  Устойчивость взглядов. Некоторые годами присматриваются к нашим проектам, и наконец приходят к выводу — нет, это не очередная акция для успешной избирательной компании депутата. И подключаются к нам. В городе есть экокоманды, которые развиваются, чья деятельность на слуху. Постепенно волонтеров становится все больше, и проекты растут. 

—  Как, на ваш взгляд, именно ваша активность помогает изменить экологическую ситуацию в Челябинске?
—  Мы ее меняем не только в своем городе, но и во всей стране! Именно мы стали инициаторами появления первого в России завода по переработке батареек. 

Многие мои проекты становятся и примером, и кейсом для экоактивистов в других регионах.

К примеру, у меня есть проект по переработке стекла в стеклянную гальку. Это проблемная фракция, всем нужно решение, как с ним лучше поступать, многие расспрашивают подробности моей задумки. 

Или экотакси, сервис по доставке отходов на переработку. Мы запустили его первыми, а теперь подобные проекты есть в Перми, в Петербурге, в Волгораде, в Москве и в других городах. Если изначально продумать масштабируемые и устойчивые схемы, то потом они легко разносятся по стране.

— Хочется узнать больше об экотакси: кто его придумал и как оно организовано, популярен ли проект? 

—  Оно возникло на заре моей волонтерской деятельности. Когда я занялся уборками, то стало понятно, одни они планету не спасут. Надо задуматься о решении проблемы на этапе ее формирования, то есть разделять и перерабатывать отходы. Но инфраструктуры для этого в 2012 году не было. 

Я посчитал, надо начинать с себя, запущу машину для сбора и буду ее оплачивать. В нашем регионе есть перерабатывающие предприятия, а инфраструктуры доставки отходов не было. Сначала моя экомашина объезжала 20 активистов, потом их стало 100, потом 1000... Сервис оказался востребован. 

Через пару лет я понял, что не могу его больше финансировать один, тогда мы ввели организационный сбор. Это был экспериментальный проект, я его планировал как переходный, на то время, пока в России не введут нормальный раздельный сбор отходов. 

А время показало, у экотакси есть своя ниша, и, вероятно, оно будет еще долго востребовано. Особенно если учитывать, что у нас происходит с системой раздельного сбора на законодательном уровне.

— Какие именно отходы экотакси собирает?
—  Мы начинали с трех типов —  макулатура, стекло и ПЭТ. Люди благодарили, но спрашивали: «Что же делать с ежиками?». Я немного опешил, поскольку был
новичком, еще не успел посвятиться во всех вопросы экологии. Спросил, с какими ежиками?! С теми, которых убивают батарейки! - объяснили активисты. Я узнал, что некоторые собирают батарейки и хранят их в бутылках в гаражах ради ежиков. 

Задумался, что можно сделать с этой проблемой. По базовому образованию я инженер-конструктор, понимал, что решение вопроса надо искать на предприятиях, где занимаются переработкой электроники. 

У нас таких достаточно, и на одном из форумов я задал вопрос директору «Мегаполисресурса» Владимиру Мацюку - почему бы вам не освоить переработку батареек? Ресурсы и мощности на заводе есть! Он поинтересовался, слабо ли нам организовать достаточное количество батареек для экспериментов. Мне, конечно, было не слабо. Так пользователи экотакси стали сдавать еще и батарейки. А потом они предложили - давайте придумаем что-то с пластиковыми игрушками? 

—  И что вы предложили в этом непростом случае?
—  Сложность в том, что пластиковые игрушки делаются из всевозможных материалов — это и разный пластик, и металлические оси, и электронная начинка… 

Но мы стали экспериментировать, и через пару лет появился проект ReBoard - переработка пластиковых игрушек в доски для скейтборда! По-моему, изящное решение, мы его не сразу нашли. Но все-таки появилась идея, я сделал оборудование, и удалось наладить процесс. 

—  На что еще повлияло экотакси?
—  На появление «Вещеворота», социально-экологического проекта. У него формат благотворительного магазина — мы собираем текстиль у населения, перерабатываем плохое, хорошее раздаем нуждающимся. 

Модель известная, нас вдохновил на «Вещеворот» петербургский магазин «Спасибо!», а экотакси стало инфраструктурным элементом. Много подобных благмагов открывалось и тут же закрывалось. Ведь требовалось три компонента - переработка, логистика и склад. У меня все они были. Пользователи экотакси откликнулись на сбор текстиля. Сейчас «Вещеворот» живет самостоятельной жизнью. А экотакси продолжает ставить мне вызовы. 

— Судя по группам в соцсетях, нынешний актуальный вызов — это новогодние елки...
— Да, народ отпраздновал новый год и вдруг понял: «Это же неэкологично, нести елки на помойки!». Решение было. Что с ними делать, давно придумано — надо разделять дробленку по фракциям и одной посыпать газоны, другая пойдет на корм и подстилки животным. А собирать елки позволит экотакси.

— Что заставляет вас откликаться на все вызовы?
— Для меня важно двигаться в сторону «ноля отходов». Когда меня спрашивают, принимаете ли вы это, то я понимаю, мне надо сделать, чтобы мы принимали, чтобы была возможность перерабатывать. Это шаги в сторону режима «ноль отходов». 

Мы, кстати, семьей живем практически без отходов уже несколько лет. Только младшая дочь сейчас пользуется подгузниками, а все остальное мы перерабатываем. Движение к «нолю отходов» у нас не фанатичное, но осознанное. А экотакси и массовые запросы стимулировали меня к решению технических вопросов с переработкой отходов. 

— Когда экотакси заинтересовались и другие города?
— В 2018 году началась бурная экспансия экотакси в регионы. Москвичи попросили нас поделиться опытом. Но там все по-другому, логистика «съедает» куда больше денег. А еще переработчики не готовы платить за сырье.

В регионах мы сдаем отходы за деньги, а в Москве с трудом удалось договориться, чтобы их забирали бесплатно. 

В Петербурге проект возник самостоятельно, некий парень сдавал свои отходы на переработку, заодно стал брать отходы у соседей, потом назвался «Экотакси Санкт-Петербург». Я ему потом сам написал: «Давай сотрудничать! Не злюсь, что вы взяли название и поделюсь наработками». 

— В группах экотакси в соцсетях хвалят вежливых, приветливых водителей. Как вы их находите?
— Вернусь к тому, как я стал волонтером. У меня была возможность поволонтерить год. Думал, сейчас этим насыщусь, карму почищу и пойду дальше работать… Наивный! В итоге я бросил другие проекты, так меня закрутило! Никому не советую волонтерить, это меняет жизнь! 

Правда, я безумно рад, что моя так изменилась, мне безумно нравится то, чем я сейчас занимаюсь. На исходе 2012 года я выбирал, вернуться к прежней работе или идти в сторону экологических проектов. И во многом все решили люди. 

Волонтеры были приятные ребята, и они разделяли отходы. То есть, они думали на шаг дальше своего мусорного ведра и не жалели на воплощение своих целей в жизнь сверхсил. В тот момент раздельные отходы некуда было девать. 

Они ждали наше такси, ходили на акции. Потом я стал брать в свои проекты людей, разделяющие отходы. Они могли быть не профессионалами, но я знал, что они мне идеологически близки и находятся на другом уровне эволюционного сознания. И мы сможем говорить на одном языке. 

У нас не просто работа за зарплату, у нас миссия, мы словно храм строим, создаем другое качество бытия! И водители экотакси тоже были люди вовлеченные, кому сам процесс был важен и интересен. Недавно, с расширением проекта, мы стали привлекать невовлеченных. Тогда уже пошли и не очень хорошие отзывы. С этим мы будем работать.

— Какие у экотакси перспективы?
— Сейчас у нас есть своеобразный «Uber» для отходов, максимально удобный. Заказал — машина приехала и забрала все на переработку.

Большая моя мечта, чтобы оно было еще и электрическим. Я инициировал пару лет назад создание электрогрузовика, мне это было интересно как инженеру. 

И это подходящий для нас формат — у экотакси есть понятный маршрут, не надо ехать за город, то есть, не будет проблем с зарядкой электромобиля. Финансово будет гораздо выгоднее - цена поездки на 100 км у газели на электротяге около 50 рублей у, а у обычного транспорта - 500 рублей. 

Очень крутой проект, но и очень сложный, сходу я его не поднял. Но 31 декабря 2018 года сделал электромотоцикл, промежуточный проект. Он позволит мне взять разгон и с новым вдохновением продолжить работать над электрогрузовиком. 

Не знаю, приобрету в итоге его или сделаю сам, но уверен, в ближайшее время будет у нас будет дважды «эко» такси. Это не фантазии, мои идеи и мысли основаны на реальных фактах. Со стороны я могу фанатично звучать, но у всех моих задумках есть рациональная основа.

— Как возник ваш другой проект, биогазовый комплекс?
— В 2014 году я познакомился с ребятами из посольства США, они заинтересовались моими проектами и предложили привезти эксперта. Тогда в России обсуждали успешный пример Сан-Франциско — сейчас там перерабатывается 80% своих отходов, а раньше это был один из самых грязных городов в США. 

Мне был интересен их опыт, и нам привезли главу департамента экологии округа Сан-Франциска. Я спросил его, что они делают с органическими отходами. Он объяснил, что компостируют, и это у них огромный сектор экономики, очень успешный. 

Я, конечно, решил: надо догнать и перегнать Америку. И построил в 2015 году биогазовый комплекс. Думал, наконец заживу, у меня будет свой личный «газпром»! Увы, оказалось, газа получается мало. Комплекс у меня экспериментальный, небольшой, его мощность составляет две тонны переработки в день. 

Но я научился работать с органикой, понял, что целесообразно запускать в биогаз, что компостировать. В большей степени сейчас я приверженец технологии компостирования. Она дешевле и требует меньше энергоресурсов. И в результате получается компост, удобрение для почвы. Направление «биогаза» отложил. На время. 

— Другой ваш большой проект - «Разделяйка». Как он появился?
— Я долго не хотел идти в механику уличных акций. Строил инфраструктуру для разделения отходов в Челябинске, то есть, экотакси. 

Затем появились контейнеры, экосклад, маленький экотехнопарк, где я провожу эксперименты по переработке, эколофт как пространство разработки проектов. Знал, что обычно экоактивисты проводят уличные акции, но понимал, они требуют много ресурсов и убыточны. 

А я был изначально предпринимателем, поэтому свои экопроекты строил как минимум по принципу самоокупаемости. Понимал, что с уличными акциями такого не получится. 

Но потом в Челябинск переехала активистка из Ижевска, она привыкла к акциям. И стала меня убеждать, что нам «Разделяйка» (в Ижевске ее также называли). Она жила в отдаленном районе, экотакси тогда туда редко добиралась (в тот момент у него был переходный момент, смена координаторов, я обычно проект запускаю и ухожу в сторону). И девушка меня убедила устроить «Разделяйку». В 2017 году мы ее запустили. 

Она разрастается, мы добавляем новые точки. Это дополнительный элемент инфраструктуры сбора отходов. Его главные плюсы - самый большой просветительский эффект и привлечение внимания к другим нашим проектам. Ради этого мы им занимаемся и его развиваем. 

Еще я задумывал «Разделяйку» как альтернативу обращения с отходами после появления регоператора. Задумался, как менять систему обращения с отходами в рамках законодательства. Если собирать отходы раздельно не на каких-то точках, а каждому дома, а раз в неделю вывозить вторсырье, то объем отходов уменьшится. 

Тогда удастся вывозить мусор и оплачивать по факту, а не по нормативу. Кстати, если сдавать сырье целыми домами, то удастся на этом даже заработать и потратить полученные деньги на нужды жильцов. Полагаю, такое надо будет опробовать на паре площадок. 

— Какие задачи вам хочется решить в 2019 году?
— В 2018 году я начал важный проект — сделал тестовую переработку бытового полистирола. Он сейчас самый не освоенный вид, буду развивать этот проект в Челябинске, а затем транслировать на другие регионы. 

А также с компостированием органики я хочу выйти на другой масштаб. Мои ближайшие планы - компостный полигон. Это большой запрос, не буду его привязывать к 2019 году, получится - хорошо, нет — сделаю позже. Но формировать отрасль переработки органических отходов в России надо. 

И у меня запущен еще один важный проект в Челябинске - строительство экотехнопарка. Он уже на стадии согласования с администрацией области и подписанием инвестпроекта. И есть у меня еще одна важная задумка — хочется, чтобы отходы человека стали его достоянием! 

То есть, сделать мусороперерабатывающий комплекс, завод, принадлежащий народу. Либо с помощью краудфандинга его построить, либо выпустить акции. Можно, конечно, просто отдавать заработок инвестору, но было бы здорово, если от количества перерабатываемых отходов люди получали бы дивиденды. 

Мне интересно фантазировать на эту тему. Когда один такой завод будет успешно построен, опыт можно будет транслировать в другие регионы. И такое решение может стать еще одной точкой спасения нашей системы по обращению с отходами.

Фото: из личного архива Дмитрия Закарлюкина.