Дорожные реагенты: польза или вред?
С наступлением зимы дороги начинают посыпать противогололедными реагентами, чтобы снизить травмоопасные ситуации и автомобильные аварии. Несмотря на то, что современные реагенты относятся к 3-4 классу опасности, они имеют ряд недостатков и зачастую вредны для окружающей среды. Однако и без них обойтись тоже нельзя.
Recycle разбирался, какие существуют виды реагентов, а также в плюсах и минусах каждого из них.
Виды и состав
В п.4 ГОСТ Р 58427-2020 есть классификация противогололедных материалов (ПГМ): жидкие, твёрдые, двухфазные ПГР; фрикционные ПГМ (создают трение) и комбинированные. Фрикционные (гранит, щепа) по сравнению с химическими реже дают негативный эффект, но остаются на поверхности, забивают ливневки.
В зависимости от погоды выбирают и тип реагентов. В снегопад - твердые материалы, в сухую погоду и при гололеде - жидкие химические вещества. Об особенностях каждого типа рассказал эксперт Пермского Политеха, кандидат технических наук Андрей Старостин.
- Обычная соль
Плюсы поверенной соли в том, что она быстро растапливает лед и не замерзает при температуре до -16°С. Еще это дешевый и доступный реагент. Минусов тоже много хлорид натрия буквально разъедает поверхности всего – обуви, одежды, автомобильных шин. Соль, попадая на поверхность и смешиваясь с водой, крайне негативно влияет на живые организмы в почве.
- Хлористый магний
Он подходит при температурах до -20°С и относительно дешевый реагент. Из минусов – ведет к накоплению магния в почвах и высушивает, разрушает дорожное покрытие. В больших дозах опасен для растений. Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния из-за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.
- Аммоний уксуснокислый
Он эффективен при температурах до -35°С, при этом у него наименьший показатель коррозионной активности. Из минусов – стоимость и резкий запах уксуса.
- Натриевая соль муравьиной кислоты
Благодаря этому соединению дорожные реагенты особо не вызывают коррозию металла. Зачастую как раз ее рекомендуют в качестве основного противогололедного реагента. Минусов практически нет – она не только разлагается в природной среде, но и позволяет очищать биосферу от вредных веществ. Эксперты называют такую соль одним из экологически безопасных средств.
Однако большинство экспертов едины во мнении, что крайне важно, сколько соли используется. Зачастую ее избыток скапливается на обочине, крайне негативно влияя на растительность и почвенные организмы. Поэтому главная проблема не в том, что используют соль, а в нарушении технологии обработки дорог.
Как выбирают реагенты и можно ли избавиться от них полностью
Реагенты также выбирают в зависимости от типа территории. Тротуары, дворы домов и зоны общественных учреждений, как правило, посыпают смесью, состоящей из технической или поваренной соли с песком. Городские автомобильные дороги тоже могут посыпать песчано-солевой смесью. Но при этом добавляют компоненты, снижающие коррозию — карбамид, сухой спирт соли уксусной и муравьиной кислот и другие соединения. Для загородных трасс используют смесь технической соли с песком или мелким отсевом. Такие абразивные материалы улучшают сцепление с дорожным полотном.
Эколог, к.б.н, доцент кафедры химии почв факультета почвоведения МГУ Елена Тимофеева подчеркнула, что стопроцентно безвредных реагентов не бывает.
Реагенты, которые остаются на обуви, чаще всего смываются в канализацию. Оттуда вредные вещества попадают в сток. И пока изменить ситуацию вряд ли удастся.
«Избавиться от реагентов невозможно, так как смывать мы все равно будем в канализацию, а от противогололедных солей очистка коммунального стока не ведётся, там только они разбавляются и снижение негативного воздействия идет только из-за снижения их концентрации в стоке», - прокомментировала Тимофеева.
Она добавила, что абсолютная очистка возможна только при работе установок обратного осмоса, однако это слишком дорого и нерентабельно.
Насколько вредны реагенты и чем
Научные исследования говорят о том, что главный вред реагентов – загрязнение почв, прилегающих к автомобильным дорогам и автотрассам, и водоемов. Аллергики и астматики испытывают дискомфорт и Роспотребнадзор получает множество жалоб на проявление этих проблем, вызванных реагентами. Однако по данным официальных источников, реагенты не могут вызывать аллергию, потому что они «не испаряются».
Но есть и более очевидные проблемы, которые создают реагенты – от них страдают домашние питомцы. Соли и химические вещества способны разъедать кожу на подушечках лап животных. Ветеринары рекомендуют в этом случае либо специальную обувь, либо мыть любимцу лапы после каждой прогулки и смазывать подушечки специальными увлажняющими веществами.
Есть ли экологичные альтернативы?
Практически все известные экологичные альтернативы относятся к фрикционным (создающим трение) методам борьбы с гололёдом.
Чаще всего для используют песок, но в Калининградском зоопарке и нескольких кофейнях Петербурга в ход пустили кофейный жмых. Аналогичный эксперимент по борьбе с гололедом с помощью кофейной гущи провели в Архангельске. Дороги в одном из парков города вместо реагентов посыпали остатками от выпитого кофе – в январе 2024 года парку пожертвовали более 25 ведер жмыха кофе. По сравнению с пескосмесью, которая остается на дорожках и с ней потом сложно бороться, и солью, которая портит обувь и вредит лапам домашних животных, кофейный жмых гораздо безопаснее. Однако нюансы тоже есть – кофейная гуща имеет хорошие абразивные свойства, но все же они не такие, как у песка. Кроме того, жмых в отличие от соли не растворяется, а создает дополнительный мусор, забивает ливневки, эскалаторы и т.д. К минусам можно отнести и низкую эффективность - альтернативные материалы дают временный эффект, снижая «скользкость» поверхности, но не плавят лед.
Впрочем, при всех минусах, обойтись без реагентов сложно, так их использование позволяет сократить количество травм на тротуарах — до 44%.