30 июля 2019, 01:34

ЭкоИнструкция: как организовать мероприятие в формате Zero Waste

Автор: Recycle 1878
ЭкоИнструкция: как организовать мероприятие в формате Zero Waste

Обычно праздник оставляет после себя не только положительные эмоции, но и много мусора. Как провести мероприятие так, чтобы после него осталась не гора отходов, а только приятные воспоминания и радость? Как благодаря такому мероприятию познакомить участников с возможностью сокращения образования отходов? На платформе открытых знаний и технологий для популяризации экологичного образа жизни Ecowiki.ru появилась инструкция, которая поможет снизить экологический след вашего мероприятия.

Продумайте правила участия для гостей и партнеров

Продумайте все возможные источники образования отходов с учетом специфики вашего мероприятия. Найдите решение для того, чтобы избежать или сократить их образование. С учетом этого разработайте правила для партнеров, подрядчиков и гостей мероприятия. 

Например, чтобы избежать отходов в виде одноразовой посуды, попросите гостей принести свою; предупредите, что на мероприятии будет организован раздельный сбор отходов. Если мероприятие будет проходить в помещении, попросите принести многоразовые бахилы или сменную обувь. 

Обоснуйте правила, замотивируйте участников следовать им. Дополните правила участия коммуникационными табличками на самом мероприятии в зоне питания, раздельного сбора и других местах, для того, чтобы акцентировать внимание участников на том, что поможет избежать или сократить отходы.

Организуйте питание

При организации питания постарайтесь разнообразить меню растительными блюдами (постными, вегетарианскими, веганскими). Так вы сможете попробовать новое, снизить экослед мероприятия и учесть вкусы всех гостей праздника. 

О том, как тип питания влияет на экослед можно прочитать здесь.

Если питание для гостей на празднике платное, организуйте скидку для тех, кто пришел со своей посудой (кружками, приборами, контейнерами и др.). Если питание бесплатное - гостям, пришедшим со своей посудой, можно дарить небольшие полезные экоподарки.

Чтобы сократить отходы при покупке продуктов, покупайте товары на развес, в перерабатываемой или компостируемой упаковке, используйте оборотную тару.

Не используйте одноразовую посуду. Возьмите многоразовую посуду в аренду у кейтеринговых служб или у специальных проектов (примеры таких проектов:  https://happycup.ru/cupsharing/ в Москве, https://vk.com/chik_nik в Ижевске).

Пропишите требования для подрядчиков при организации мероприятия: запрет на использование одноразовой посуды, экологичная многоразовая или компостируемая упаковка товара (тканевые сумки, бумажная или картонная упаковка), максимальное сокращение использования упаковки. Перечень кафе и кейтеринговых служб, которые могут вам помочь в решении этой задачи, можно найти на сайте kapoosta.ru

При использовании на мероприятии многоразовой посуды организуйте место, где гости и подрядные организации могут помыть посуду.

Для организации сбора отходов от продажи продуктов питания для вторичной переработки можно использовать механизм залоговой стоимости тары (ЗСТ).

Если после мероприятия осталась несъеденная еда, ее можно отдать участникам и организаторам с собой. Также если в вашем городе есть фудшеринг, вы можете отдать несъеденную еду после мероприятия туда, чтобы сократить отходы и помочь людям. Группы фудшеринга в разных городах можно посмотреть здесь.

Продумайте оформление мероприятия и развлечения

Если вам необходимо сделать указатели и информационные таблички, их можно напечатать на плотной бумаге или картоне без ламинации. Для информационных табличек можно использовать специальные многоразовые стойки. На многих мероприятиях в качестве украшения используют воздушные шары, баннеры из ПВХ для фотозоны и другие одноразовые украшения из пластика, которые впоследствии невозможно переработать, все они отправятся на свалки. 

Однако одноразовые украшения можно заменить многоразовыми: например, вместо воздушных шаров использовать шары из ткани или бумаги, а пластиковые украшения заменить на бумажные, тканевые или сделанные из фанеры. 

Банер из ПВХ заменить на многоразовую разборную фотозону. Для ее изготовления понадобятся: рама для пресс-волла, ткань, украшения (ленты, цветы, фигурки и пр.). Логотипы организаторов и партнеров можно распечатать отдельно и зафиксировать на ткани. 

Интересной альтернативой банеру может послужить большая меловая доска. В фотозоне можно также разместить тантамарески (стенд для фотографирования с отверстием для лица) из картона, с которыми гости активно фотографируются. 

В качестве развлечения для гостей мероприятия придумайте активности, направленные на формирование экологичного мышления и привычек: 
- эковикторины; 
- веселые старты с сортировкой отходов; 
- мастер-классы, дающие вторую жизнь вещам: роспись старых джинсов, 
открытки из старых газет и журналов, коврики из остатков ткани и др.

Раздаточные материалы, промо-материалы, сувениры

Откажитесь от раздаточных материалов для гостей. Расписание мероприятия можно напечатать в крупном формате и повесить в зоне регистрации, кофебрейков и точек приема пищи, транслировать на мониторах, а также отправить всем участникам по почте или в группу/событие мероприятия в соц.сетях или мессенджерах. Или воспользоваться бесплатным приложением для мероприятий LineUpr.

Попросите участников принести блокноты и ручки для записи с собой. Можно заказать изготовление блокнотов в типографии из прошлогодних календарей и остатков полиграфии. Также можно заказать ручки из переработанного материала: Тетра Пак, бумаги/картона с нанесением логотипа. 

Бейджи для гостей можно напечатать на плотной бумаге или картоне, желательно с двух сторон. В качестве шнура лучше использовать натуральные материалы (например, джут), либо многоразовые ленты для бейджей. После мероприятия попросите гостей сдать бейджи, чтобы ленты можно было использовать повторно. 

Если вы хотите сделать подарки участникам праздника, избегайте ненужных, одноразовых и неперерабатываемых вещей. Дарите полезные экоподарки или услуги/впечатления: сертификат в фитнес-клуб, салон красоты, билеты на интересные мероприятия и пр. 

Организуйте раздельный сбор отходов (РСО)

Подумайте, какие отходы могут образоваться в ходе вашего праздника. Основная задача - минимизировать образование отходов, а то, что образовалось, сдать в переработку. Заранее предупредите гостей праздника, что на мероприятии будет организован РСО. 

Чтобы обеспечить правильную сортировку отходов, можно рядом с баками для РСО поставить волонтера, который будет следить за правильностью сортировки и консультировать гостей. 

Если в вашем городе проходят акции по РСО, свяжитесь с организаторами и 
узнайте, с кем они сотрудничают для вывоза вторсырья с акций. Если объем вторсырья небольшой, можно самостоятельно отвезти его в ближайший контейнер или пункт приема для РСО. Найти ближайшую точку приема вторсырья можно на карте recyclemap.ru.

Если ваш праздник масштабный и вы ожидаете, что наберется большое количество вторсырья, обратитесь к заготовителю, переработчику или к региональному оператору по обращению с отходами (если он занимается РСО в вашем регионе) за помощью в предоставлении баков для РСО и вывозе собранного вторсырья. 

Используйте для баков простые и лаконичные надписи и инфографику, позволяющие легче сориентироваться посетителям что куда класть. Рядом с баками повесьте плакаты, где будет более подробно описан процесс приема вторсырья или плакаты социальной рекламы для мотивации гостей к раздельному сбору, вы можете скачать образцы таких плакатов здесь.

Анонсируйте свое мероприятие и напишите отчет о его проведении в личном кабинете акции 

Ваше мероприятие появится на общероссийской карте, что поможет вам привлечь 
волонтеров. 

Сдайте отчет о проведении мероприятия в личном кабинете. После проведения мероприятия поделитесь с нами своим опытом, написав пост в соцсетях с хэштегом #zerowasteevent. 

Посты в соцсетях помогут проинформировать людей о возможностях проведения более экологичных мероприятий и собрать много лайков. А обратная связь на сайте даст возможность нам и другим организаторам познакомиться с вашими успехами и трудностями при проведении мероприятия, обменяться опытом и усовершенствовать эту инструкцию. 

С полным текстом инструкции можно познакомиться по ссылке.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
t.me/recyclemagru