5 экологических инициатив Гёте-Института в России
Гёте-Институт экологические инициативы

5 экологических инициатив Гёте-Института в России

Гёте-Институт в России знаком многим не только по своим курсам немецкого языка и многочисленным культурным мероприятиям. Немецкая организация задает тон своими экологичными инициативами.

Перерабатываемая посуда, отказ от пластиковых стаканчиков и контейнеры для раздельного сбора мусора

В здании Гете-Института в Москве на Ленинском проспекте 95а, где проходят курсы немецкого, для слушателей возле кулера убрали все пластиковые стаканчики, вместо этого предоставив стеклянную посуду.

По инициативе сотрудников в здании установили контейнеры для раздельного сбора отходов. Затем вторсырье вывозится в переработку – все в немецких традициях.

В библиотеке Гёте-Института принимают батарейки, а на традиционном Летнем празднике с этого года используют только перерабатываемую посуду.

Экопросвещение для школьников

На протяжении пяти лет Гете-Институт проводил конкурс для школьников «Школа за экологию». Школьникам со всей России и других стран предлагалось вместе с учителями стать авторами проектов – им нужно было изучить экологическую ситуацию в своем городе или поселке, на своей улице или в школе и предложить интересные пути решения. 

Ребята исследовали качество воды и воздуха, потребление энергии, растительный и животный мир, проблему мусора, здоровье, здоровое питание и другие темы, а авторы лучших проектов побывали на итоговых конференциях в Москве, Берлине или Бремене.

«Экологические проблемы — тема, которая находит отклик у молодежи всего мира. Благодаря проекту «Школа за экологию» школьники работают над улучшением экологической ситуации там, где они живут. При реализации своих идей они понимают, что экология напрямую связана с их настоящим и будущим, и они впервые осознанно берут на себя ответственность за то, что происходит вокруг», — считает Анне Шёнхаген, инициатор проекта «Школа за экологию».

В результате проект стал настолько популярным, что его провели в более чем 1000 школах в странах Восточной Европы и Центральной Азии, также в Германии, Сербии, Южной Америке, США и Китае.

В 2017 году «Школа за экологию» была отмечена Советом по устойчивому развитию (RNE) как образцовый проект в области защиты окружающей среды и получила звание «Трансформационного проекта» — как одна из четырех инициатив, отобранных из 240 заявок. В 2018 году «Школа за экологию» получила награду Немецкой комиссии ЮНЕСКО и Федерального министерства образования и научных исследований.

2019 год стал особым для проекта «Школа за экологию», т.к. перед проектом стояла цель - наладить взаимодействие гражданского общества на основе экологического мышления. В ходе образовательной поездки в Бремен представители Украины, России, Армении, Грузии и Беларуси смогли совместно обсудить вопросы окружающей среды и пути решения существующих проблем. По хэштегу #civilsocietycooperation можно познакомиться с деятельностью проектов, проводимых в рамках «Восточного партнерства». 

В этом году 5 лет спустя идею конкурса «Школа за экологию» подхватил Гете-Институт в Вашингтоне.  Но принять участие в конкурсе могут также школы из России! Для этого нужно написать референту проекта «Школы: партнеры будущего»  в России Евгении Герцов: pasch-moskau@goethe.de 

Солнечные батареи на крыше школы

Это осенью Гете-Институт стал одним из инициаторов  проекта, в рамках которого на крыше московской школы №1502 при МЭИ в корпусе «Гамма» установили две фотоэлектрические системы.   

Школа №1502 является участницей инициативы «Школы - партнеры будущего» (ПАШ), которая объединяет около 2000 учебных заведений во всем мире, уделяющих особое внимание связям с Германией. 

Школа первой в Москве  вступила в проект «Солнечная школа», в рамках которого в общеобразовательных учреждениях по всей стране будут появляться фотоэлектрические энергетические установки.   

Цель проекта, реализуемого при поддержке общественной организации ideas into energy, а также посольств Германии, Швейцарии и Гете-Института в Москве — в рамках уроков немецкого языка познакомить школьников с концепцией возобновляемой энергии.

Учителя предметов естественнонаучного цикла в сотрудничестве с учителями немецкого смогут передавать ученикам как понимание технологий, так и концепции устойчивого развития при помощи методики CLIL (предметно-языкового интегрированного обучения).

Наряду с этим школьники и преподаватели смогут использовать устройства, работающие на солнечной энергии, например, станции для подзарядки мобильных устройств, в повседневной школьной жизни.  

Поддержка экологических проектов

Гёте-Институт активно участвует в акциях «На работу на велосипеде», устанавливает свои точки на пути следования участников маршрута. Кстати, у здания есть целая велопарковка для сотрудников и посетителей.

Организация регулярно поддерживает экологичные проекты, среди них – фестиваль экологичного кино «Экочашка» и форум ART-WERK, темой года которого стали «Креативные индустрии как фактор устойчивого развития». 

Факультет «Устойчивое развитие» в онлайн-университете Junioruni

Изучать устойчивое развитие вместе с немецким может любой желающий онлайн. Гёте-Институт придумал проект «Немецкий онлайн-университет для подростков Junioruni». 

Этот бесплатный образовательный проект помогает находить ответы на самые интересные вопросы из области робототехники и космонавтики, технологий, естествознания, энергетики и устойчивого развития и параллельно учить немецкий язык.

В видеолекциях факультета «Энергетика и устойчивое развитие» можно узнать о том, как перерабатывают мобильные телефоны, как получают энергию из водорослей, как работает электромотор и о многом другом. В конце курса можно получить диплом о его прохождении.

А учителя немецкого языка могут бесплатно воспользоваться материалами для тематических уроков на сайте.