Как супермаркеты во всем мире становятся экологичными
Супермаркеты во всем мире стараются снизить потребление ресурсов и улучшить свои экологические показатели. Одни перерабатывают испорченные продукты, а другие, например, отказываются от упаковки устанавливают экологичное освещение и прививают экологическую культуру покупателям.
Электроэнергия из просроченных продуктов Sainsbury’s
В небольшом городке графства Уэст-Мидлендс нашли рациональное применение просроченным продуктам питания. Владельцы торговой сети Sainsbury’s знают как минимум четыре способа реализовать близкий к исходу срока годности товар.
Первый – это его уценка, второй – раздача в благотворительные организации, третий – сдача овощей и фруктов на заводы по производству кормов для животных.
Кроме того, в паре с местной компанией Biffa, занимающейся переработкой и утилизацией отходов, инженеры торговой фирмы разработали специальную технологию, позволяющую получать из продуктов электроэнергию. На промплощадке, в закрытых резервуарах продукты превращаются в биогаз.
Затем он проходит систему очистки и подается на электрогенератор. Ток от станции к супермаркету поступает по кабелю длиной 1,5 километра. На сегодняшний день сеть Sainsbury’s благодаря переработке отходов ежегодно обеспечивает электроэнергией 2500 домов Великобритании и собственный супермаркет. На разработку и внедрение проекта ушло около двух лет.
Безотходный Original Unverpackt
Девиз германской сети супермаркетов Original Unverpackt – «Ноль отходов!». Расположенный в берлинском районе Фридрихсхайн-Кройцберг магазин предлагает клиентам широкий выбор продукции бакалеи. Крупы, орехи, пряности расфасованы в большие вертикальные емкости, оборудованные саморазгружающимся механизмом.
Любой желающий может отсыпать в собственную посуду столько продукта, сколько требуется. На случай, если тару клиент захватить забыл, в магазине предложат ее многоразовый аналог или пакет из переработанной бумаги.
Оригинальную идею претворили в жизнь две студентки (Сара Волф и Миена Глимбовски). Деньги для реализации планов в жизнь девушки собирали два года с помощью краундфандинга. В ассортименте сети только продукция местных производителей – таким образом, хозяйки магазина добиваются сокращения транспортных расходов.
Система освещения от SPAR
Владельцы австрийской сети гипермаркетов SPAR сделали ставку на натуральные материалы и унифицированную систему освещения. В дизайне торговых площадок преимущественно используется дерево, что, по мнению декораторов, создает приятную, естественную атмосферу, в которой покупатели чувствуют себя комфортно.
Кроме этого, в супермаркетах установлена интеллектуальная система освещения. Светодиодные светильники подобраны индивидуально для каждой тематической зоны товаров с учетом возможности регулирования цветовой гаммы и температуры светового излучения. В конечном счете, новая система освещения дает сети SPAR 40-процентную экономию затрат по счетам за электроэнергию и сокращение выбросов в атмосферу СО2 до 80 тонн в год.
Деревянный экомагазин Tesco
Деревянный экомагазин открыла сеть Tesco в городе Шрусбери, Великобритания. Основная особенность нового торгового павильона – геотермальная система, позволяющая экономить электроэнергию при обогреве и охлаждении магазина.
Работа системы сравнима с работой холодильной установки. С одним лишь отличием — привычный рефрижератор холодильника перерабатывает энергию, охлаждая воздух, а геотермальный насос генерирует тепловую энергию. Он может работать даже при низких температурах.
Супермаркет построен с использованием возобновляемой древесины, а в качестве источника энергии используется сила ветра. Также здесь собирают и применяют дождевую воду. В течение следующих пяти лет компания планирует потратить на экологические и энергосберегающие технологии 1 млрд долларов, благодаря чему в Tesco намерены сократить потребление энергии магазинами компании во всем мире вдвое.
Экологические продукты в Albert Heijn
В Голландии местные жители предпочитают делать покупки в сети Albert Heijn, предлагающех потребителям экологически чистые продукты питания из фермерских хозяйств, владельцы которых выбрали менее вредные для окружающей среды методы работы. Стандарты качества Eko и Skall позволяют потребителю отличить «зеленые» продукты от других.
Голландцы знают, если на упаковке маркировка – «puur&eerlijk», значит внутри продукт, при изготовлении которого не было использовано удобрений, регуляторов роста и искусственных пищевых добавок. Помимо фруктов и овощей на прилавках можно встретить хлеб, изготовленный из органической пшеницы, из которого делают бутерброды с выращенным без пестицидов салатом-латуком.
Перерабатываемая упаковка в Walmart
Американский гигант Walmart практикует сразу несколько направлений экополитики. Компания отслеживает воздействие продукции, поставляемой в магазины, на окружающую среду. В постоянном мониторинге находятся 300 наименований товара от пяти тысяч поставщиков.
К примеру, от производителей овощных и зерновых культур, продающих свой урожай с прилавков гипермаркетов, руководство торговой марки требует использования только качественных удобрений, чтобы деятельность фермеров не наносила вреда почве, а их продукция была безопасна для потребителя. В рамках этой программы планируется уменьшить использование опасных удобрений на 14 млн гектаров сельскохозяйственных угодий в США к 2020 году.
Кроме того, в сети давно внедрена система использования упаковки, которая может подвергаться вторичной переработке. Опять же Walmart отдает предпочтение тем поставщикам, которые уже доставляют товар в экотаре.
Среди крупнейших инициатив американского розничника на глобальном уровне Walmart – требование к 60 тысячам поставщиков сократить количество упаковки своих товаров, что позволило им существенно снизить транспортные расходы. Экономия составила около 4 млрд долларов для сети и 7 млрд долларов для производителей.
Биопакеты в магазинах «Красный Яр»
Сеть красноярских гастрономов «Красный Яр» в течение последних пяти лет прививает своим клиентам экологическую культуру. На выбор клиентам предоставляется несколько видов экоупаковки: биопакеты, бумажные пакеты и тряпичные сумки. Биопакеты содержат добавки, которые сокращают срок биологического разложения пластика в 30 раз.
Пакеты с оксо-биоразлагаемой добавкой компании TOSAF практически не отличаются от привычных пластиковых пакетов, но через сравнительно короткое время распадаются на солнце или при нагревании выше 60 градусов на отдельные фрагменты, которые затем могут перерабатываться микроорганизмами в почве в гумус, воду и углекислый газ. Разложение и переработка занимают от полугода до полутора лет.
Экотара в «Красном Яре» отмечена специальным логотипом «зеленый пакет» и надписью «Я за зеленый мир для нас и наших детей». Пакеты предлагаются на кассах гастрономов наряду с обычными аналогами, так что каждый покупатель сам определяет свой вклад в борьбе за экологию.
Пункты приема вторсырья в «Ашане»
Пакеты из вторсырья и многоразовые сумки предлагает своим покупателям и торговая сеть «Ашан». Лидер розничных продаж уделяет особое внимание сортировке мусора. Так, в Санкт-Петребурге рядом с гипермаркетом появился стационарный пункт приема отходов.
Здесь можно сдать картон, газеты и прочую бумагу, стекло, пакеты типа тетрапак, в частности, из-под молочных продуктов, несколько видов пластика и алюминиевые банки. Пункт представляет собой небольшой вагончик, в котором принимают и хранят принесенное вторсырье.
Супермаркет «Ашан» предоставил бесплатное место для приемника, а также обеспечивает пункт электричеством. Вывозом и переработкой отходов занимается ООО «Точка сбора».
Реклама на бумаге без древесины от Carrefour
Французский гигант розничных продаж – Carrefour – предлагает хозяйственные сумки, которые, например, позволяют сохранить молочные изделия в правильной температуре, пока покупатель несет их домой. Большинство рекламных постеров торговой сети напечатаны на бумаге, изготовленной без древесины.
При каждом супермаркете расположены специальные контейнеры для приема использованных батареек, которые затем отправляются на переработку.
Посадка деревьев от «Слаты»
Во всех супермаркетах иркутского дистрибьютора продуктов питания «Слата» внедрены современные энергосберегающие технологии. В зданиях установлены стекломодули на низкотемпературное холодильное оборудование, позволяющие снизить потребление электроэнергии до 50 процентов.
В магазинах и офисе лампы заменены на светодиодные, а также работает система учета энергопотребления. С 2011 года здесь используется упаковка из биоразлагаемых материалов.
Компания участвует в акциях по посадке деревьев, а также сдает использованную картонную тару для вторичной переработки.