Как за 10 лет изменился фудшеринг в России и какие дал результаты

Как за 10 лет изменился фудшеринг в России и какие дал результаты

Участники пресс-конференции «10-летие фудшеринга в России» обсудили главные результаты и тот социально-экологический эффект, которого удалось добиться благодаря фудшерингу с 2012 года, когда эта технология впервые начала применяться в России. Recycle публикует главные тезисы спикеров.

Особое внимание получил вопрос потенциала фудшеринга по снижению объема пищевых отходов и по обеспечению продовольствием всех россиян за чертой бедности, а также вопрос налоговых барьеров, которые препятствуют развитию фудшеринга.

Кроме того, впервые был представлен рейтинг регионов, которые получили наибольшую выгоду от технологии фудшеринга

Фудшеринг – это технология перераспределения нереализованных бизнесом, но пригодных к употреблению продуктов питания и товаров первой необходимости. Фудшеринг как отдельный вид благотворительности и продовольственной помощи стал развиваться в России в 2012 году с подачи благотворительного фонда «Банк еды «Русь» – первой фудшеринговой организации и самого крупного банка еды в России.

Юлиа Назарова, президент банка еды «Русь», поделилась последними данными по пищевым отходам и уровню бедности в России. Юлиа впервые представила рейтинг регионов России, которые наиболее эффективно используют технологию фудшеринга.

«Банк еды «Русь» оказывает помощь семьям с детьми в трудной финансовой ситуации, инвалидам, одиноким пенсионерам, людям в чрезвычайной ситуации. По данным Росстата за второй квартал 2022 года, в России ниже границы бедности живут до 17,6 млн человек. Зачастую они испытывают трудности с покупкой даже необходимых продуктов питания для полноценного рациона: у 16% россиян на еду уходит почти весь заработок. Наш рейтинг составлен на основе данных благотворительного фонда «Банк еды «Русь». По данным РАЭК, около 90% фудшеринга в стране обеспечивает именно наш фонд. Для анализа данных мы выбрали период с начала 2020 года по 2022. И это не случайно, ведь эти неполные три года связаны с серьезными социально-экономическими изменениями и ростом числа нуждающихся. В то же время отмечалось стремительное развитие фудшеринга и банка еды как институции», – комментирует Юлиа Назарова.

Запись трансляции пресс-конференции доступна по ссылке. 

С 2020 по 2022 год лидером по объему продуктовой помощи в рамках фудшеринга стала столица. Москвичи получили 3,9 млн кг продуктов на сумму более 655 млн рублей. В Тульской области общий вес продуктовых наборов составил более 2,2 млн кг, а стоимость превысила 434 млн рублей. Похожие данные в Санкт-Петербурге – 2,1 млн кг фудшеринговых отгрузок на сумму 427 млн рублей.

 

Топ-10 регионов, которые

использовали фудшеринг 

чаще всего в 2020-2022 гг.

 

Вес,

млн кг

Сумма,

млн руб.

Москва

3,9

655

Тульская область

2,2

434

Санкт-Петербург

2,1

427

Калужская область

1,9

362

Воронежская область

1,2

262

Владимирская область

1

246

Челябинская область

0,8

160

Московская область

0,6

137

Ростовская область

0,5

118

Липецкая область

0,5

124

 

Всего фудшеринг применялся в 2020-2022 годах в 58 регионах. Общий вес фудшеринговых отгрузок составил более 19,6 млн кг продуктов на сумму свыше 3,8 млрд рублей. За счет перераспределения этих продуктов банку еды удалось предотвратить выброс около 90 тыс. тонн СО2 в атмосферу.

Банк еды «Русь» в короткие сроки распределяет большие грузы среди нуждающихся благодаря развитой инфраструктуре на базе национальной сети собственных банков еды. В настоящий момент это 15 банков еды в 17 регионах, а благодаря обширной сети партнерских организаций деятельность фонда охватывает 60 регионов.

Банк еды «Русь» также выявил список товаров, которые чаще всего удается передать нуждающимся благодаря фудшерингу. 

Лидерами стали молочная гастрономия, бакалейные товары и безалкогольные напитки. Помимо этого, в топ-10 товарных категорий вошли детское питание, кондитерские изделия, средства гигиены, фрукты, овощи, грибы и товары для животных.

Первый региональный банк еды появился в Челябинской области, которая также вошла в рейтинг регионов, получивших наибольшую пользу от фудшеринга. Местный банк еды первым, наряду с Москвой, запустила пилотный проект по розничному фудшерингу – совместно с «Пятёрочкой». Ирина Гехт, первый заместитель губернатора Челябинской области, рассказала о региональных мерах продовольственной помощи населению.

«Роль банка еды и прогрессивной, экологически и социально значимой технологии фудшеринга сложно переоценить. Проблемы экологии и поддержки населения – актуальны для всей страны, в Челябинской области этим вопросам уделяется особое внимание. Так, к 2027 году в Челябинской области планируется отправлять на переработку 100% от всех поступаемых на мусоросортировочные комплексы твердых коммунальных отходов. Острой при этом остается проблема пищевых отходов. Одной из мер предотвращения образования пищевых отходов является фудшеринг. Наиболее важной составляющей фудшеринга остается социальный эффект. Правительство Челябинской области увидело огромный потенциал у такой институции, как банк еды, и поощряет подобные инициативы. Так, в разгар пандемии фонду был безвозмездно предоставлен профессиональный склад. В 2021 года между Правительством Челябинской области и банком еды «Русь» было заключено соглашение о сотрудничестве. Правительство Челябинска оказывает поддержку в обеспечении работы штаб-квартиры банка еды «Русь» в Челябинске и содействует вовлечению местных производителей в промышленный фудшеринг», – сообщила Ирина Гехт.

Артем Метелев, председатель комитета Госдумы по молодежной политике, руководитель платформы ДОБРО.РФ и Ассоциации волонтерских центров, рассказал о том, какие изменения в законодательстве смогут сделать фудшеринг более привлекательным для производителей и торговых сетей.

«Барьеры, которые препятствуют принятию законопроекта по фудшерингу, состоят в несовершенстве налогового законодательства. Магазинам и производителям невыгодно передавать товары благотворительным фондам, поскольку в настоящее время передача на безвозмездной основе признается объектом налогообложения НДС. Мы разработали законопроект, который должен освободить от уплаты налогов безвозмездно передаваемые НКО товары. Для защиты прав потребителей нами проведена дополнительная оценка рисков, связанных с передачей гражданам товаров, не соответствующих требованиям качества и безопасности. Здесь мы предусмотрели, к примеру, ответственность о том, что закон о качестве пищевой продукции распространяется в том числе и на передаваемые продукты. Также мы вводим административную ответственность для НКО за нарушение требований законодательства, которые будут заниматься распределением товаров в рамках фудшеринга», — заявил Артём Метелев.