Как команда Экологического союза борется за экологию России

Как команда Экологического союза борется за экологию России

Девять из десяти россиян обеспокоены изменением климата и считают его реальной угрозой для планеты. Такое беспокойство неудивительно: только в прошлом году зафиксировано более 15 крупнейших природных катастроф, среди которых пожары в Якутии, наводнения в Европе, таяние ледников Гренландии. Основной причиной специалисты называют изменения климата. Как следствие – гибель сотен людей и миллиардные убытки. 

Защите окружающей среды уделяют все больше внимания. В России в этой сфере работает около 20 тысяч человек. Это ученые, сотрудники заповедников, представители некоммерческих организаций и предприятий. 5 июня они отмечают свой профессиональный праздник – День эколога. 

Сейчас уже никто не сомневается в важности этой профессии, однако вокруг нее очень много мифов и стереотипов. Чтобы узнать больше полезных фактов о профессии, мы поговорили с командой Экологического союза. Это некоммерческая организация, которая занимается экопросвещением с 1991 года, а с 2001 года развивает единственную в России всемирно признанную экомаркировку по жизненному циклу «Листок жизни». Этот знак присваивается только товарам и услугам, которые пройдут сертификацию по стандарту и докажут, что их произвели с заботой о планете. 

Вокруг профессии эколога существует очень много стереотипов. Часто возникают образы людей, очищающих птиц от нефти, высаживающих деревья или вовсе протестующих с плакатами об изменении климата – чем же на самом деле занимаются экологи? 

C:\Users\Vkl\Downloads\Катя Богомолова.png

Екатерина Богомолова, ведущий эксперт Системы «Листок жизни», представитель руководства по качеству.

Обычно знакомые удивляются тому, что как эколог я работаю с большим массивом данных. Прежде чем выдать экологический сертификат на продукт, мы должны оценить его влияние на окружающую среду и здоровье человека на каждом этапе его производства, использования и утилизации. Откуда поступило сырье, какой состав у продукта, нет ли опасных веществ, можно ли переработать упаковку – это только часть вопросов, с которыми мы ежедневно сталкиваемся. Ответы на них требуют тщательного анализа и работы со множеством документов. 

Для эколога важно умение думать и учиться. Это сфера, в которой нет однозначности, нет единственного правильного решения, поэтому необходимо постоянно обучаться чему-то новому. Но несмотря на сложности, профессия эколога очень многогранна, и многие люди могут в ней себя найти и проявить. К примеру, можно быть экологом на производстве, сотрудником заповедника или участником проектов по устойчивому развитию. Если есть внутренние экологические убеждения, гораздо проще влиться в профессию. 

Есть ли у экологов какие-то особенные черты, отличающие их от людей других профессий? 

C:\Users\Vkl\Downloads\3-768x432.jpg

Инна Анисимова, руководитель проектов в Экологическом союзе.

Чаще всего в экологию приходят люди определенного склада ума и характера, люди с неким внутренним огнем. Это люди, которым мало заниматься только чем-то приятным, они жаждут приносить пользу и понимать смысл того, что делают. 

Почему в нас есть огонек? Наверное, ответ лежит не в плоскости экологии. То же самое испытывают те, кто хочет стать врачом или учителем. Наше занятие – это то, как мы реализуем нашу потребность делать что-то хорошее. Это инструмент, который помогает применить себя с пользой и обрести смысл. 

Однако этот же внутренний огонь может привести к выгоранию. В этой профессии рано или поздно сталкиваешься с кризисом, например, с пониманием того, что изменения происходят очень медленно, неважно насколько продуктивно ты работаешь. От того, как ты пройдешь этот кризис, зависит, сможешь ли ты и дальше оставаться в этой профессии. 

Изменение климата все чаще становится предметом обсуждений. Все меньше ученых считают его мифом. Даже ярый климатический диссидент Дональд Трамп сменил свою позицию. Но можно ли назвать изменение климата главной проблемой человечества?  

C:\Users\Vkl\Downloads\1-768x432.jpg

Семен Гордышевский, председатель правления Экологического союза. 

Всю свою жизнь я наблюдаю, как природа меняется от присутствия человека. К сожалению, чаще всего изменения негативные и рано или поздно мы можем сделать планету непригодной для жизни. 

Законы экологии объективны, и если их не соблюдать, то рушится равновесие. Из-за климатических изменений уже серьезно сократилось биоразнообразие. Теперь человек – в очереди на вымирание. И это заставляет меня продолжать свою экологическую деятельность. 

Климатический кризис обостряется и для того, чтобы его преодолеть, необходимо доносить экологические знания до представителей власти и общества. Без этого попытки что-то изменить в лучшую сторону – борьба с неизвестным исходом. 

Меня радует то, что с каждым годом проблемы экологии все больше оказываются в центре внимания. Становится меньше климатических диссидентов и предпринимается все больше реальных шагов по исправлению ситуации. Если человечество понимает, что надо решать проблему, которая угрожает всем нам, – это уже шаг на пути к изменениям. 

На профессиональном поприще вы защищаете окружающую среду. А в обычной жизни удается сохранять экопровычки? 

C:\Users\Vkl\Downloads\7-768x432.jpg

Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации Экологический союз. 

Моя самая главная привычка – антиконсьюмериз, и этому я учу своего ребенка. Я стараюсь покупать только те вещи, которые действительно необходимы. От потребления нельзя совсем отказаться, но отказаться от вещей, которые не будем потом носить, или от еды, которую мы не будем есть, нужно. 

Стараюсь относится очень бережно к вещам, например, люблю чинить одежду. У меня есть платье, которому более 60 лет. Его носила моя бабушка, потом мама. Возможно, его сможет носить и моя дочь. 

Как эколог и носитель экоидеологии, я хочу покупать одежду, которую смогу носить 60 лет. Однако пока побеждают быстрые и неэкологичные решения. Производителям выгодно выпускать несколько коллекций одежды в год и неважно, отправятся ли эти вещи потом на свалку. 

Моя мечта – чтобы экологичное производство стало самым выгодным для бизнеса. Я понимаю, что пока это утопия, но к этому надо стремиться. Нужно внедрять политические и финансовые инструменты, к примеру, чтобы компаниям было невыгодно загрязнять окружающую среду.  

Какое направление в защите окружающей среды вы считаете приоритетным? 

Юлия Грачева, директор Экологического союза. 

В решении экологических проблем главное – последовательность. Я для себя выбрала конкретное направление – развитие экомаркировки «Листок жизни». Это инструмент, который объединяет экологический и экономический аспекты и взаимовыгоден для всех: потребителей, производителей, ритейла, окружающей среды.

В рамках системы «Листок жизни» мы разрабатываем стандарты, которые подразумевают постепенное снижение нагрузки на окружающую среду. Предприятия, которые стремятся им соответствовать, внедряют в производственный процесс «зеленые» технологии. Постепенно мы ужесточаем требования и мотивирует производителей модернизировать свои процессы и уменьшать влияние на окружающую среду. 

Это небыстрый процесс, но он ведет к конкретным результатам. Мы меняем реальность к лучшему здесь и сейчас. Мне очень нравится, когда я вижу продукты с экомаркировкой «Листок жизни» на полках в магазинах. Это значит, что мы добились результатов по сохранению планеты. 

Потребители все больше отдают предпочтение экологичной продукции. А как насчет бизнеса: готов ли он перестаиваться и внедрять зеленые технологии?  

C:\Users\Vkl\Downloads\5-768x432.jpg

Юлия Гусева, ведущий эксперт системы сертификации «Листок жизни».

Когда я училась, в сфере экологии разбирались единицы. Сейчас ситуация меняется: все больше талантливых специалистов и все больше экологических программ и проектов. 

Однако изменения сконцентрированы по большей части в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. По-прежнему остаются предприятия, которые считают экологические нововведения излишними. 

Экологическому союзу в этом отношении проще – мы работаем с компаниями, которые изначально ориентированы на внедрение зеленых технологий. И часто они делают потрясающие вещи. Например, Tarkett. Они не только поддерживают внутренние процессы на должном уровне, а ставят новые цели и достигают их. Уменьшают количество отходов, внедряют более экологичные компоненты, сокращают количество потребленных ресурсов. Это не может не радовать. 

Для того, чтобы стать экологом, нужны внутренние убеждения и желание спасти мир? 

C:\Users\Vkl\Downloads\6-768x432.jpg

Ксения Есева, ведущий эксперт системы сертификации «Листок жизни».

Считаю, что хорошим специалистом можно стать и без непременного желания поменять мир. Каждый для себя сам выбирает убеждения. 

Я придерживаюсь экологических принципов не только в профессиональной сфере.  Близко к сердцу принимаю новости об экологических проблемах: будь то разлив нефти или катастрофа на Камчатке. 

Считаю важным выражать свою гражданскую позицию. Поэтому ходила на митинг против строительства мусорного полигона вблизи Шиеса и стараюсь бороться с гринвошингом. Когда я вижу на продуктах необоснованные экологические заявления или значки, то направляю в магазины письма и прошу обратить внимание на это, проверить своих поставщиков.

Из личных целей – быть более стабильной и последовательной в своих экопривычках, например, в плане раздельного сбора отходов.

Своим друзьям я часто рассказываю о важности экомаркировки, а они делятся со мной успехами в области ответственного потребления. Вокруг меня много людей, которых волнуют проблемы окружающей среды. 

Что раздражает в вашей профессии? 

C:\Users\Vkl\Downloads\9.png

Екатерина Степанова, руководитель проектов в Экологическом союзе.

Все изменения происходят ужасно медленно. Проблемы постоянно обсуждаются государством и бизнесом, но конкретных шагов предпринимают очень мало. 

И меня радует, что Экологический союз действительно вносит свой вклад – разрабатывает стандарты для снижения негативного влияния на природу. Однако наш вклад сложнее проследить потребителям. Например, когда убирают мусор, чисто становится сразу. Но когда очередной обладатель экомаркировки внедряет новые технологии, это не так заметно. Тогда на помощь приходят цифры.

Несколько лет назад мы проводили исследование. Оказалось, благодаря производству экомаркированной бытовой химии в России в 2018 году в окружающую среду не попало 485 тонн фосфатов и фосфонатов, а также 228 тонн активного хлора и 285 тонн анаэробно небиоразлагаемых ПАВ. Когда видишь четкие результаты – это очень мотивирует. 

Какие самые вдохновляющие моменты на работе вы можете вспомнить?  

C:\Users\Vkl\Downloads\8-768x432.jpg

Полина Прокофьева, эксперт системы сертификации «Листок жизни».

Вдохновляюсь, когда вижу плоды наших трудов – продукцию с экомаркировкой на полках в магазинах. 

Например, когда я ездила в Териберку в Мурманской области – это почти конец света –  встретила в маленьком поселковом магазинчике «Листок жизни». 

Конечно, хочется, чтобы найти экологичную продукцию было просто в любом магазине. Уже сейчас практически в любом супермаркете можно найти бытовую химию с «Листок жизни»: BioMio, Gardenica, Fairy, SYNERGETIC. Хотелось бы чтобы и других группах было побольше товаров с экомаркировкой. 

Важно, что перестали перекладывать ответственность за изменение климата только на экологов. Сейчас уже понятно, что борьба за чистую среду – дело каждого. Внедряя экопривычки, можно менять мир к лучшему.