Как компания «Арктика Сити» из Новосибирска превращает мусор в отходы
Мусоровывозящая компания «Арктика Сити» бесплатно устанавливает в Новосибирске новые контейнеры для раздельного сбора отходов и поддерживает многие экологические инициативы.
На профессиональном рынке работы с твердыми коммунальными отходами (ТКО) «Арктика Сити» появилась в 2011 году. Сегодня она обслуживает два крупных района города Новосибирска – Дзержинский и Октябрьский, а также 13 сельских районов Новосибирской области. На интерактивную карту, которая регулярно обновляется, наносятся новые точки установки контейнеров для раздельного сбора отходов.
«Арктика Сити» постоянно оказывает помощь общественным экологическим акциям, среди которых – эко-квест «Чистые игры», движение «Поможем реке Издревая», экопроект «Три кита» и другие. А сами сотрудники компании собирают крышечки, макулатуру, пригодный для переработки пластик и даже соревнуются в этом.
Как изменилась работа компании в условиях мусорной реформы и о том, как превратить мусор в отходы, говорит исполнительный директор «Арктика Сити» Александр Волков.
О реформе
- К сожалению, у нас нет единого подхода к утилизации мусора. Ведь что такое работа с мусором? Она ежедневная, ежечасная. Это даже не работа по обслуживанию жилого фонда. Потому что если вам подъезд отремонтируют не в июне, а в августе, ничего страшного не произойдет, а если мы мусор вывезем не в июне, а в августе, у вас начнется эпидемия…
Настоящей подготовительной работы не проводилось - некоторых региональных операторов выбрали за три-четыре месяца до начала реформы, они даже развернуться не успели. А кто будет оплачивать информационную работу по разъяснению населению смысла и механизма реализации реформы? В Новосибирской области в этом отношении тишина абсолютная.
В нашем регионе мусор вывозился до этого года примерно в пяти процентах населенных пунктов, в основном в районных центрах и ближайших к ним селах. Например, деревня Новый Тартас расположена через речку от райцентра Венгерово. Из Венгерово мусор частично вывозился, а из Нового Тартаса не вывозился вообще никогда.
И поэтому, когда мы заходим на территорию, часто получаем жесткий негатив от жителей, который они выплескивают и на нас и на местную власть. Например, когда мы стали работать в Коченевском районе, ситуация была довольно тревожная: угрожали нашим водителям, раскидывали мусор по дорогам.
Неприятие было очень сильным ввиду отсутствия предварительной информационной подготовки. Но постепенно такое отношение меняется, недавно я участвовал в видеоконференции с главами районов, они уже начинают вовлекаться в процесс. Ну а мы терпеливо ждем, когда отторжение нового сменится на приятие ситуации.
По факту или по нормативу?
Один из спорных моментов мусорной реформы в регионах – как оплачивать вывоз ТКО: по нормативу или по факту?
- Когда в России создавался институт регоператорства, появились законодательные акты, которые, оказывается, можно трактовать абсолютно по-разному. Например, Мурманская область отказалась от работы по факту, она работает по нормативу, который был актуален в начале 2000-х годов и составляет 1,8 кубометра в год на человека.
И в то время, когда фактический вывоз составляет вдвое больше норматива, регоператор платит перевозчикам по нормативу, то есть, вдвое меньше. Из каких источников покрывать перевозчику его затраты?!
Региональный оператор в Новосибирской области платит только по факту. И опять он в неприятной ситуации, потому что во многих районах области фактические объемы оказались выше норматива, утвержденного в 2017 году.
А как вообще посчитать норматив? Нужно провести довольно трудоемкую и затратную работу в течение двух-трех лет, чтобы замерить объемы, просчитать все варианты. Этого нигде сделано не было, и нормативы, честно говоря, взяты с потолка.
И по каким параметрам, к примеру, считать вывоз мусора с несанкционированных свалок? Это очень большая проблема и система работы по ней полностью отсутствует. Сейчас берега рек и лесополосы очищаются от разных свалок в виде разовых акций усилиями экологически ответственных людей.
К нам обращаются организаторы акций – мы помогаем вывозить мусор. При этом действуем на свой страх и риск, полагаясь на понимание регоператора.
Но с точки зрения закона как это все должно происходить: предположим, обнаружилась несанкционированная свалка. Мы должны составить акт, привезти его регоператору, тот должен обратиться к собственнику земли, направить предписание о том, что свалка должна быть ликвидирована в течение месяца.
Если за это время ее не вывезут, регоператор может нанять кого-либо, может, в том числе и нас, чтобы вывезли, мы это сделаем, а счет выставят собственнику земли. Это неправильная система. Неужели нужно полтора месяца ждать, чтобы очистить берег реки? Значит, нужны другие правила, позволяющие более оперативно справляться с ситуацией.
СанПиНам 30 лет
Тормозит развитие реформы и отсутствие законодательных актов с ясными правилами для всех участников этого процесса. Например, нужен закон о вторичных ресурсах, о котором говорят не один год. Или взять Санитарные нормы и правила, которые требуют изменения в современных условиях…
- Одно из таких изменений – сделать вывоз мусора реже. Сейчас должны вывозить раз в сутки в теплое время и раз в трое суток - в холодный сезон. И не реже раза в неделю, но по накоплению – вывозить крупногабаритный мусор.
Эти нормы действуют с 1988 года. И еще один момент, который особенно важен для наших городов, - о том, что контейнерная площадка не может находиться ближе 20 метров от дома. Вопрос: где поставить новую контейнерную площадку?
Качественную, большую, с возможностью установки контейнеров для раздельного сбора мусора в Новосибирске? Но им нет места! Появилось огромное количество машин в городах, поэтому мы хотели бы вывозить часть объемов ночью.
Но даже предполагаемый новый СанПиН этого не позволит – ночью шуметь нельзя. То есть, пытаясь сделать реформу, мы пытаемся сохранить то, что мешает ее развитию.
Раздельному сбору отходов – быть!
- Мы до сих пор не можем научиться грамотно обращаться с отходами. Что такое для нас мусор?
Это все, чем мы не пользуемся, - листва, ветки, строительный мусор, шины, и даже лампы ртутные и прочие опасные отходы, которые мы суем в общий бак. И когда мы этот мусор поднимаем в мусоровоз, то в итоге машина служит очень недолго - ломаются прессовочные плиты, узлы, насосы и прочее.
Мы начали развивать свой бизнес с отечественных мусоровозных машин, а с 2013 года стали использовать импортные. Иностранная техника оказалась намного более качественной, хотя она не рассчитана на наши методы складирования отходов. Тем не менее, она выдерживает.
Раздельный сбор отходов, конечно, необходим. Во-первых, для уменьшения объемов захоронения отходов. Во-вторых, для развития перерабатывающей промышленности.
Раздельным сбором отходов мы стали заниматься в 2018 году. Контейнеры для РСО мы устанавливаем бесплатно в районах нашего обслуживания, иногда по запросу жителей или организаций. Часто люди спрашивают: не пойдет ли все из этих контейнеров на общую свалку? В нашей компании – не пойдет!
Каждый контейнер стоит по 11-13 тысяч рублей, мы машину специальную отправили для этого мусора, поэтому нам просто невыгодно заниматься профанацией этой деятельности. Нам выгодно все забрать и рассортировать.
У нас работает небольшая сортировочная линия. Заниматься раздельным сбором отходов – это рентабельно, но отдача не мгновенная. Мы свой РСО пока только накапливаем, потом будем реализовывать партиями.
Недавно к нам обратилась дирекция новосибирской школы № 11 с просьбой установить контейнер для раздельного сбора мусора, компания, конечно, охотно откликнулась. То, что об этом начинают задумываться школы и университеты, а еще бы лучше садики – это очень замечательно!
Важно вести информационную работу с населением. И показывать, что мусор является отходами. Слово «мусор» не совсем правильное. Мусор может быть у нас в голове насчет отходов. А из них можно делать много полезных вещей.
Думаю, что Новосибирск может считаться городом номер один в стране (разве что после Саранска) по количеству контейнеров и уровню развития системы раздельного сбора отходов. И очень хочется, чтобы и региональные власти, и региональный оператор сохранили уже созданную систему и помогли ей развиваться.
Фото предоставлено компанией «Арктика Сити»