Как компания «Новохим» создает поглотители запахов и заменители реагентов
Победить неприятный запах, периодически появляющийся во многих российских городах, справиться с сероводородом при добыче нефти и при этом не навредить окружающей среде - скоро решить такие непростые задачи помогут новые продукты, разработанные в томской компании «Новохим». Ряд испытаний уже позади, и близок тот момент, когда средства выйдут на рынок.
Компания «Новохим» как производитель появилась в Томске в 2011 году, хотя разработки химических продуктов вести начала раньше, с 2006-2007 года. Инновационное предприятие выросло из союза университетов. Компания сотрудничает и с Томским государственным, и с политехническим университетом, и с инжиниринговым химико-технологическим центром, занимающимся разработками. Recycle поговорил с директором компании Андреем Князевым.
Поглотитель запаха
«Новохим» занимается созданием химических средств. Недавно возникла идея средства, поглощающего неприятные запахи:
- Мы работаем с разными составами, в основе которых продукты синтезированные из органического соединения - глиоксаля, - рассказывает Андрей Князев, директор компании «Новохим». – В результате получили продукт, позволяющее эффективно связывать соединения серы и азота, которые дурно пахнут. Такой поглотитель запаха подходит для ситуаций, когда в теплые дни летом образуются серьезные продукты гниения, и в атмосферу выбрасывается большое количество сернистых соединений, сероводорода, аммиака, еще целый ряд соединений.
При этом предельно допустимые концентрации по каждому соединению не превышают допустимых норм, однако, все вместе они дурно пахнут, люди жалуются на запах. Особенно нелегко приходится тем, кто живет рядом со складами либо переработкой отходов. Мы почитали литературу, в том числе зарубежную, и обнаружили, в какой сфере можем применять наш продукт.
Как работает «Незап»? Это средство-реагент нужно распылить в воздушное пространство, которое плохо пахнет. Дальше наступает реакция и происходит почти моментальное связывание соединений. Образуются водорастворимые соли, что важно, неопасные для окружающей среды, для рыб, растений. А воздух очищается.
Андрей Князев предполагает, что средство будет актуально для свалок, для подвалов, где прорвало канализацию, для больших озер, неприятно пахнущих из-за отходов. В таком случае понадобится распылительная установка, распределяющая реагент над поверхностью воды.
Надолго ли хватит эффекта?
- Это зависит от многих факторов, от объема веществ в воздухе и на поверхности, от влажности, от объемов постоянно приходящих веществ, поэтому количество средства и время обработки рассчитывается опытным путем, - объясняет Андрей Князев. – Когда мы проводили испытания, то отмечали, что через 4 часа обработки балльность запаха снижалось с 10 (сильный неприятный запах) до 2. Есть помещение, где для реакции требовались сутки. В случае, когда был постоянный источник запаха или при обработке озера – обработки хватило на 2-3 недели. Лето в Томске, где мы проводили испытания, короткое, по опыту прошлого года, 1-2 обработок за теплое время года хватало. Конечно, можно было бы добавлять реагент в сток, но такой вариант получится экономически невыгодным из-за большого расхода средства.
Как проходят проверки эффективности подобных средств? Во время испытаний запах оценивает комиссия. Люди нюхают воздух на разном расстоянии от объекта и, опираясь на собственные ощущения, фиксируют, на сколько баллов из 10 пахнет.
- «Незап» испытывали в производственном помещении, где объем пространства 12 тысяч кубометров, в прудах отстойниках, куда направляется сток локальных очистных сооружений, обработали много подвальных помещений, - уточняет Андрей Князев. – Получили хороший результат. Хотя были случаи, когда средство не помогало. Например, если делают парфюмерию, и ею пахнет, или в помещении хранятся шпалы и ощутим химический запах, поглотитель запаха снизил балльность, но не кардинально. Продукт не будет панацеей от всех запахов.
Производители полагают, что средство будет востребовано на промышленных предприятиях, которые становятся источником неприятного запаха. Появится ли он в розничной продаже, пока неизвестно.
Альтернатива формалину
Второй решающий экопроблемы продукт, который компания собирается скоро представить на рынок, разработан для нефтяной промышленности. Он также синтезирован из глиоксаля и лег в основу реагента для поглощения сероводорода.
- Месяца два назад мы активно занялись разработкой для нефтяных компаний, - говорит Андрей Князев. – Суть в том, что при добыче нефти возникает такая проблема, как сероводород. Он вступает в реакцию с железом и вызывает сильную коррозию. Трубы, краны, оборудование разрушаются.
У всех нефтяных компаний есть норматив по содержанию серы и сероводорода в нефти, маслах, нефтепродуктах и дрю Большие предприятия обычно использую установки по удалению сероводорода и получению из него серы. А если речь о более локальной истории – к примеру, о месторождении, о нефтяной базе и подобном, то обзаводиться такой установкой невыгодно. Вместо этого компании используют реагентную обработку на основе щелочи, формалина либо триазинов.
В результате сероводород удается, но при этом образуется отход - твердый осадок или водный раствор. Его приходится сжигать или утилизировать. Здесь и возникает опасность для окружающей среды – формалин, который берут в качестве реагента, вещество высокого класса опасности. Он канцерогенен и запрещен во многих странах. Еще во время реакции реагента с сероводородом образуются отложения, засоряющее оборудование. Это тоже большая проблема. Когда используют триазин, также образуется высокотоксичный отход. Если разбавлять его водой и сливать в водоемы, то это вредит и растениям, и животным.
Продукт, разработанный в Томске, при взаимодействии с соединениями серы образует стабильную сульфатную соль, неопасную для водных организмов. Она полностью растворяется в воде, не вызывая отложений. Реакция идет необратимо, вещество связывает сероводород. Сейчас идут испытания, если все пройдет по плану, то удастся выйти на рынок с новым продуктом. Тогда компании смогут использовать новый, нетоксичный продукт.