Магазины без упаковки: как справляется с кризисом zero waste бизнес в России
zero waste кризис магазины без упаковки

Магазины без упаковки: как справляется с кризисом zero waste бизнес в России

Пока Роспотребнадзор рекомендует супермаркетам «не давать покупателям самим взвешивать продукты» и отпускать товары только в упакованном виде, в разных уголках нашей страны идет борьба за выживание zero waste магазинов. Даже в такое непростое время они не отказываются от своих принципов, несмотря на все обрушившиеся на них сложности. Recycle поговорил с владельцами магазинов без упаковки из разных регионов страны о том, как изменились условия их работы с введением режима самоизоляции, насколько сильно кризис ударил по бизнесу и есть ли будущее у таких zero waste инициатив после пандемии коронавируса. 

Лариса Петракова, Zero waste shop, Москва

- Мы сейчас работаем только в режиме интернет-магазина с доставкой продуктов в оборотной таре. До пандемии покупатели приезжали к нам со всех районов Москвы, а поскольку теперь передвигаться запрещено, нет смысла работать в оффлайне.

Для безопасности покупателей и продавцов мы минимизировали количество работающего персонала в день: один человек у нас собирает заказы в магазине, второй занимается доставкой. Носим маски, постоянно дезинфицируем поверхности. Рассказываем покупателям, что перед тем, как пересыпать продукты в свои контейнеры, можно помыть нашу тару с мылом во избежание передачи вируса.

Сейчас люди берут в основном муку, разные крупы, шампуни, средства для стирки и мытья посуды. У наших поставщиков пропала овсянка и пропаренная гречка, но овсянку мы делаем сами из овса - у нас есть специальная машинка.

Хоть мы и продолжаем работать, кризис все равно ощущается - обороты сократились в несколько раз. Нам не хватает денег ни на зарплаты, ни на аренду. Покупателей мало, в основном нас поддерживают только постоянные клиенты. Но даже если количество заказов увеличится, мы не будем успевать их обрабатывать. Время на сбор возросло из-за отсутствия персонала.

Зато теперь мы можем уделить должное внимание развитию интернет-магазина, на который раньше не оставалось времени. Правда он лишь небольшая часть всего бизнеса. Думаю, что после пандемии магазины без упаковки продолжат развиваться. Ведь вирус пройдет, а проблема отходов останется. 

Ася Воронкова, Покупай правильно, Санкт-Петербург

- Поскольку доставку заказов мы осуществляем уже два года, проблем с переходом на этот формат не было, как и с поставщиками. Количество онлайн заказов возросло в три раза. Средний чек у доставки выше, чем был в нашем оффлайн магазине, потому что у нас есть минимальная сумма заказа.

Мы давно собирались делать акцент именно на доставке продуктов без упаковки, поэтому сейчас для нас хорошее время, чтобы максимально развить это направление. Появилось много новых покупателей - заказы делают не только те люди, которые раньше ходили в наш магазин, но и те, кто про нас не знал.

Все спрашивают про то, как мы собираем заказы - как будто до пандемии в нашем магазине можно было использовать грязную тару. Мы всегда следили за чистотой на рабочем месте. Сейчас курьеры ездят в масках, пользуются антисептиками, передают заказы бесконтактно.

В первую неделю самоизоляции у нас был высокий спрос на гречку, теперь одинаково активно берут все товары, что есть в ассортименте. В условиях самоизоляции мы продолжаем вести просветительскую деятельность, проводим полезные прямые эфиры, хотим ввести доставку свежих овощей и фруктов.

В нашей стране сложно что-то прогнозировать, но я думаю, что маленькие магазины, подобные нашему (несетевые и не находящиеся в пешей доступности для большинства покупателей) скорее всего не выживут. Но благодаря популяризации тем осознанного потребления, островки без упаковки будут постепенно появляться в крупных ритейлах и станут доступны для всех. Мы же планируем и дальше развивать направление доставки.    

Татьяна Семенова, Два лимона, Томск

- Наш график не изменился, по-прежнему работаем оффлайн, т.к продаем товары первой необходимости. Доставку запустили через неделю после объявления режима самоизоляции, оказалось, что это было не так уж и сложно реализовать. Теперь очень гордимся, что люди в нашем городе могут заказать продукты без лишней упаковки. Число клиентов немного уменьшилось, зато постоянных покупателей видим чаще. Новенькие тоже заходят, но реже, чем обычно.

Еще мы стали получать больше поддержки от единомышленников. Это и раньше ощущалось, ведь у нас с покупателями одна цель - чистая планета, но сейчас такая отзывчивость для нас особенно важна. Работаем в многоразовых масках, дезинфицируем поверхности, всем клиентам в магазине брызгаем на руки антисептиком, стали чаще мыть оборотную тару, мечтаем о посудомоечной машине.

Больше всего сейчас пользуются спросом маски, мыло, антисептики, специи и мука для кулинарных экспериментов дома. После пандемии магазины без упаковки, конечно же, выживут, потому что такой понимающей аудитории нет ни у одного другого бизнеса. А еще верю в то, что скоро все уважающие себя продуктовые заведут отделы с возможностью взять продукты на развес. 

Планы у нас грандиозные, хотим расширять ассортимент магазина, открывать новые филиалы и кафе в стиле zero waste, чтобы как можно больше людей имели возможность жить экологичнее. 

 Лилия Шустова, Запасливая белка, Ижевск

- Как только началась паника, одна из двух моих продавцов сказала, что до 30 апреля будет сидеть дома. И это хорошо, ведь иначе мне нечем было бы платить ей зарплату. Мы продолжаем работать в оффлайне, только сократилось время работы, в будние дни за кассой я стою сама. По утрам мы делаем доставку, но таких заказов не очень много, поэтому настроить этот формат работы было не трудно. Покупателей стало в пять раз меньше, товары у нас берут только постоянные клиенты, которые прямо говорят, что хотят нас поддержать.

Несмотря на весь кризис, все равно думаю, что будущее за магазинами без упаковки. Людям надоел масс-маркет, им хочется общения и экологических инициатив. 

Так, покупая у нас, они знают, что не просто сокращают потребление пластика, но и поддерживают проводимые нами мероприятия: лекции в школах, субботники, сбор органики и посадку деревьев.

Елена Редкозубова, Капля в море, Сочи

- Поскольку в Сочи сейчас действует беспропускное окно с 10:00 до 16:00, вне этих часов оставаться открытыми смысла нет, работаем в сокращенном режиме. Доставку по нашему району (Лазаревское) начали предлагать со второй недели карантина, но она практически не пользуется спросом. Недавно запустили сайт с интернет-магазином и возможностью отправки Почтой России в другие районы и города, посмотрим что из этого выйдет.

Один из наших поставщиков приостановил отпуск весовой продукции и переключился на фасованную. Нам повезло, что на складе нужные нам товары из последнего заказа были в старом формате. А другой поставщик, наоборот, снизил минимальную стоимость закупки - это здорово нам помогло. Мы открылись 15 февраля, а спустя полтора месяца объявили карантин.

Все, что у нас было, вложили в открытие, финансовой подушки безопасности не осталось. Хотели за весну наладить работу, набить руку. Только начали потихоньку подниматься, а тут не то, что палки в колеса - целое бревно! Наша выручка упала в 2-3 раза, и даже небольшой костяк постоянных покупателей заглядывает редко. За день-два до карантина у нас были хорошие продажи - все, видимо, запасались, а потом тишина.

Людей, поддерживающих экологичный образ жизни, в Лазаревском немного - наш магазин больше ассоциируется у людей со здоровым питанием, нежели с заботой о планете, поэтому повседневные продукты вроде риса и макарон не пользуются спросом. 

В период карантина придерживаемся всех рекомендованных мер безопасности: носим маски, проветриваем помещение, моем полы с хлоркой, дезинфицируем все, к чему прикасаемся. Не думаю, что после пандемии люди станут опасаться магазинов без упаковки, особенно тех мест, где поддерживается чистота. К тому же во времена финансовых трудностей проще и дешевле купить продукты на развес в нужном количестве. 

По мере возможностей мы планируем расширять ассортимент - хотим добавить сыродавленные масла, кусковое мыло, твердый шампунь, бытовую химию на розлив и другие экоштучки.