Мастера из Архангельска создают шедевры из металлолома, стекловолокна, стекла и пластика
апсайклинг ноль отходов

Мастера из Архангельска создают шедевры из металлолома, стекловолокна, стекла и пластика

«Не создавай мусор, создавай искусство» — в такой экологической концепции работает творческая мастерская «Стихия — металл».

Мастерская работает уже больше 10 лет. Архангельские сварщики со взглядом настоящих художников создают удивительные работы в стиле стимпанка. Из гаек, подшипников, гвоздей и прочего отработанного металлолома рождаются совы, поезда, змеи и даже комары.

У необычных работ много поклонников не только в России, но и, например, в Катаре. Скульптуры из советских вилок и запчастей автопрома украшают несколько станций метро и встречают гостей Персидского залива.

Автор и идейный вдохновитель мастерской – Алексей Медведков. Творческая составляющая характера дала о себе знать в раннем детстве, правда, материалы были гораздо проще и податливее – глина и пластилин.

Металл в его жизни появился позднее, в 90-х, когда он трудился на машиностроительном заводе. Его особенно удивило, что на производстве остается очень много отходов.

«Я занимаюсь этим 20 лет, с того момента, как стал работать на заводе и делать железо. Наверное, работай я на бумажном заводе, делал бы что-то из бумаги. Я посмотрел тогда, сколько идет отходов. Они своеобразные, но если есть фантазия, терпение и старание, то из любых можно сделать красивые вещи», - рассказал Медведков.

Поначалу мусор с завода превращался в привычные и довольно прозаические предметы - грабли да лопаты. Через некоторое время мастер начал создавать зверей и цветы. Сейчас глаз наметан и утильсырье превращается в настоящие шедевры с узнаваемым авторским стилем.

Например, вот эти совы состоят из обычных столовых вилок – их зубья пошли на оперение, а вот подставку работы украшают цветы из металла, которые созданы из креплений для люстры. Выразительность глаз птицам придают кольца ножниц.

Самое удивительное, что ни один из мастеров не имеет художественного образования. Каждый пришел в это направление по воле случая и по зову сердца. Кто-то трудится водителем, кто-то работает на стройке, а свободное время они проводят в мастерской, воплощая свои видения и мечты в металле.

Нет такого вида из металлических отходов, которые бы в мастерской не пошли в дело - гайки, болты, горлышки от стеклянных бутылок, ложки, вилки, лезвия ножей и многое другое.

Материалы ищут везде. Некоторые запчасти берут на металлоприемках, что-то находят буквально улице, неравнодушные граждане тоже вносят свою лепту – бесплатно отдают ложки, вилки, сломанные часы и бижутерию.

Рождение образа своего рода ритуал – мастер, видя тот или иной предмет, определяет, что может получиться из этого мусора.

«Беру деталь, понимаю, на что она похожа. С нее начинается весь образ. Бывает, что совпадает — я воплощаю задуманное, бывает нет, потому что есть специфичные материалы: те же цепи гнутся только в одну сторону. Я сперва подбираю материал, смотрю, сколько его, что из него получится», - говорит Медведков.

Сам мастер считает, что для него это не сколько работа, сколько любимое дело, приносящее доход. Поэтому и с ценой за работы возникают сложности – подчас он не может определить, сколько стоит его труд. На помощь в этом вопросе приходят близкие люди.

Несмотря на то, что в Архангельске только одна скульптура мастеров украшает городское пространство, их работы хорошо известны не только за пределами региона, но и в других странах. В 2019 году мастера участвовали в международной выставке в Катаре. Там собрались более 40 художников со всего мира. Работы северян отметили особенно: власти Катара купили у них 17 скульптур паровозов — их установили на местных станциях метро. Мастерская также выставлялась в Санкт-Петербурге, в музее «Русский левша». Некоторые работы уезжают в частные коллекции, часто покупают их для обстановки в рестораны.

На заказ практически не работают, но все, что делают мастера быстро находит своего ценителя. В основном заказчики приходят из Интернета.

Сами же авторы говорят, что для них самое главное не продать работу, а получить удовольствие от ее создания и запечатлеть в металле наше время.