Нефтеразлив в море: возможные экологические последствия
Накануне, 15 декабря, в Керченском проливе потерпели крушение два нефтяных танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». В общей сложности на обоих судах было порядка 9,2 тысячи мазута. Часть нефтепродуктов попала в воду. Точное количество еще не подсчитали. Ликвидировать последствия еще не начали, поскольку вчера был сильный шторм и первым делом требовалась эвакуация членов обоих экипажей танкеров. Сейчас людей эвакуировали, идет подготовка к ликвидации нефтеразлива. Возбуждено два уголовных дела, одно из них переквалифицировали на более тяжкий состав преступления из-за гибели моряка «Волгонефть-212».
Какие последствия могут быть у нефтеразлива, из-за чего случилась эта авария и почему она стала практически повторением крушения танкеров с нефтью и серой в 2007 году разбирался Recycle.
Возможные причины крушения
- Ошибка экипажа в сложных метеоусловиях
Эта версия рассматривается среди основных. Оба танкера находились в 7-8 километрах от берега, на море был сильный шторм: волны достигали 9 м, скорость ветра превышала 20 м/с.
«По предварительным данным, экипажи одного или обоих танкеров в таких условиях могли не справиться со стихией и допустить ошибки в управлении судном. В результате одно судно получило критические повреждения носовой части, другое также серьезно повреждено. Предварительно это одна из основных версий, это будет проверяться», - цитирует «Интерфакс» одного из экспертов служб морского поиска и спасения.
- Избыточная штормовая нагрузка на корпуса танкеров
Оба танкера строились с 1950 по начало 1980 годов. Эти два - из последних серий 1980 и 1984 годов постройки. Изначально они проектировались как речные танкеры с возможностью ограниченного выхода в прибрежные морские зоны при спокойных погодных условиях. Шторм мог оказать избыточную нагрузку, и корпуса могли не выдержать.
- Комплекс причин: от ветхости судов до неправильной загрузки
Такого мнения придерживается капитан первого ранга в отставке Игорь Горелов. По его словам, суды класса «Волго-Балт» относятся к типу река-море и предназначены для плавания по внутренним водоемам и прибрежной полосе при волнении до 5 баллов.
«Судя по видеозаписи, как раз волна была от 3 до 5 баллов, и разлом судна в районе мидель-шпангоута мог произойти по причинам, во-первых, ветхости самой конструкции без поддерживающего ремонта, а, во-вторых, из-за его неправильной загрузки», - считает Горелов.
Он отметил, что если груз был залит в носовую цистерну, то тяжелые корма и нос обеспечили при предельном значении волнения разлом корпуса посередине. В этом случае виноваты человеческий и технический факторы.
«При предельных значениях волнения не стоит выходить в море. Судно идет по своему маршруту, который часто не зависит от направления волн. И когда оно выдерживает курс и испытывает дополнительные волновые нагрузки, тогда, невзирая даже на то, что волнение будет в 3 или 4 балла, может всякое случиться. Должна разбираться комиссия», - подытожил эксперт.
Возможные экологические последствия. Мнения экспертов
Эколог и гидрогеолог Георгий Каваносян считает, что крушение двух танкеров в Керченском проливе может стать одной из крупнейших экологических катастроф в новейшей истории. По словам эксперта, практически аналогичный случай произошел в ноябре 2007 года и тоже в Керченском проливе. Тогда в воду попало две тысячи тонн мазута и 7 тысяч тонн серы. Результат: 35 тысяч погибших птиц, несколько десятков километров загрязненной береговой линии, часть нефтехимикатов осела в заповедных зонах, где особенно много гнездящихся птиц и проходят пути их миграции. Ущерб оценили в 30 миллиардов рублей. Подробнее о последствиях катастрофы можно узнать из заключения Института космических исследований РАН.
Нефтеразлив 2024 года сопоставим по масштабам. Однако пока, по мнению, экспертов, выводы делать преждевременно. Необходимо подсчитать количество вытекшего мазута. Кроме того, многое зависит от скорости реагирования экстренных служб и погоды.
Каваносян отмечает, что морская флора и фауна неминуемо пострадают, начиная с планктона - основы кормовой базы. Однако степень ущерба определяет много факторов. Он привел некоторые из них: погода, условия ликвидации последствий зимой, вероятность, что пострадают животные из ближайших ООПТ - Опукского заповедника и ландшафтно-рекреационного парка «Мыс Такиль».
«Оцениваю ущерб в 30-50 млрд рублей. Важно, чтобы этот посчитали, выставили и оплатили», - сообщил эксперт.
Директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов отметил, что в понедельник экологи обследуют побережье Керченского пролива, которое может подвергнуться нефтяному загрязнению.
«По моим прогнозам, уже завтра к утру 13 километров до побережья будет пройдено этим мазутным пятном. Оно окажется, скорее всего, в районе мыса Панагия, побережья Таманского полуострова и песчаного берега косы Тузла. По карте течений пролива и аналогии аварии 2007 года именно там появится мазут на берегах завтра», - считает Пукалов.
В 2007 году сотни человек были задействованы в ликвидации последствий аварии. Из-за переохлаждения погибли тысячи птиц, перья которых из-за нефтяной пленки не могут удерживать тепло, рассказал эколог.
Председатель совета экоцентра «Дронт», эколог Асхат Каюмов говорит то же самое: в зоне риска также находятся птицы, которые из-за повреждения перьев нефтью не смогут летать.
«Если восемь тысяч тонн [мазута] окажутся в море — это будет серьезная экологическая катастрофа. Напомню азбучную истину: одна капля нефтепродуктов создает на поверхности воды пленку площадью около одного метра, через которую невозможен газообмен с воздухом. От восьми тысяч тонн площадь такой пленки будет измеряться многими и многими квадратными километрами. Массово погибнут водные беспозвоночные организмы, а следом и рыбы, которые просто останутся без пищи. Кроме того, часть нефтепродуктов растворится в воде, что приведет к отравлению рыб и млекопитающих (тех же дельфинов). Кстати, и для водоплавающих птиц это тоже будет смертельная беда (а они там сейчас как раз массово зимуют), нефть будет облеплять перья, птицы не смогут летать, а также будут гибнуть от переохлаждения», — сказал он.
Эксперт добавил, что водоему потребуются годы, чтобы самому очиститься от загрязнения, а негативное влияние можно снизить механическим сбором нефтепродуктов.
Член общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамин Голубитченко пояснил, что нефть образует плёнку на поверхности моря, которая не даёт совершать газообмен: если кислород не попадает в воду, углекислый газ не уходит в атмосферу. Это опасно для всех морских организмов - они могут просто задохнуться.
По мнению эксперта, загрязнение зависит от типа нефтепродуктов. Он подчеркнул, что пострадавшие танкеры перевозили мазут.
«Это, в отличие от нефти, более плотная фракция, она в холодной воде и морозе в атмосфере не образует плёнку, а скатывается в шарообразные куски и опускается на дно, причём в штормовую погоду процесс происходит быстрее. Мазут угрожает отравлением организмам, питающимся донными отложениями, в том числе теми, которых люди употребляют в пищу. Кроме того, нефтепродукты могут активно нафильтровывать в себя двустворчатые моллюски, те же мидии, устрицы. Сейчас температура плюсовая, мазут может образовать плёнку, но она не разойдётся на большую площадь. Тем более волны и сильный ветер разбивают её», - считает эколог.
Эксперт отметил, что технологии сбора нефтяной плёнки с поверхности моря отработаны – её ограничивают бонными ограждениями, обрабатывают специальными растворами и затем собирают до 90% попавшего в воду.
Однако он подчеркивает, что делать это можно только в штиль. Сильный ветр и волны не позволят использовать такие технологии: заграждения не держатся на месте, плёнка перемешивается с водой.
«Поэтому, сейчас с точки зрения последствий попадание в море мазута грозит меньшими экологическими проблемами, чем разлив нефти», - заявил эксперт.
Самые масштабные аварии на воде в Росси и мире
- Реки Амбарная и Далдыкан, май 2020 года
С ТЭЦ-3 в Норильске в реки Амбарная и Далдыкан вытекло почти все содержимое резервуара с дизелем. Солярка попала в реки Далдыкан, Амбарная, затем в озеро Пясино и река Пясина, а из него, возможно, в Карское море. Всего - 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Росприроднадзор оценил сумму ущерба в 147,7 млрд рублей, «Норникель» предлагал компенсацию 21,4 млрд. В феврале 2021 года Красноярский арбитражный суд согласился с надзорным органом и вынес постановление о выплате 146 млрд. Этот экологический штраф стал самым крупный в истории страны.
- Персидский залив, 1991 год
Нефтеразлив в Кувейте произошел во время войны. Иракские военные, отступая, обстреляли несколько вышек и открыли вентили нефтяных скважин и колодцы. В Персидский залив попало 1,2 млн тонн нефти. Подожжённые нефтяные скважины горели еще 9 месяцев. На ликвидацию последствий потребовалось порядка 10 лет, в это время шли «нефтяные» дожди.
- Мексиканский залив, апрель 2010 года
На нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел пожар. Погибли 11 нефтяников, 800 тысяч тонн нефти вылилось в море в 80 км от штата Луизиана. Нефтяное пятно покрыло 75 тысяч квадратных километров. Изначальная сумма компенсации - почти 21 млрд долларов, но на все выплаты ушло 55,5 млрд долларов.