11 марта 2015, 17:00

Как снимают фильмы о мусоре

Автор: Ирина Посредникова 2894
Как снимают фильмы о мусоре

Максимилиан Мёнх из Берлина представил на фестивале «ЭКОчашка 2015» в Москве свой документальный фильм «Следы войны» (Footprints Of War). Режиссер рассказал Recycle о пластике в море, экосознании и моде на экологические фильмы.

О премиях и интересе к экологии

В 2014 году мой фильм «Пластик – проклятие морей» (Plastic - The Real Sea Monster) был удостоен журналистской экологической премии в категории «Фильм и ТВ». Для меня эта премия важна как символическая репутация. Люди должны понимать, как важно бороться с загрязнением окружающей среды. Раньше я занимался историей раннего сталинизма, кстати, материалы для своей дипломной работы я собирал 12 лет назад в Москве, но после окончания исторического факультета мне захотелось заняться чем-то новым.

Я поехал в горы, в Албанию, и многое там пережил. Под большим впечатлением от местных людей и ландшафтов я рассказывал о своих приключениях другу-режиссеру, на что он твердо заявил, что мы должны снять про это фильм. В течение двух месяцев я ассистировал своему другу в Албании, и в итоге появился фильм «Властелин горы», который был удостоен многих наград.

Потом мы сняли еще несколько картин. В какой-то момент я понял, что мне интересна тематика экологии. В фильме, над которым я сейчас работаю, действие происходит на острове Вьекес в Карибском море. Солдаты американской армии и блока НАТО используют это место для экспериментов с биологическим и химическим оружием, несмотря на то, что на острове проживает гражданское население.


 

О своих фильмах

Мои экологические проекты – это не расследования. Хороший журналистский материал требует больших затрат различных ресурсов, которые у меня очень ограничены. Расследование предполагает раскрытие неизвестных сведений, постоянную борьбу за информацию и поиски новых доказательств. А то, что показываю я, уже было опубликовано, и моя цель – подытожить известное и показать его в одном фильме. Конечно, есть некоторые истории, которые мы обнаруживаем и открываем первыми, но все же моя основная задача – грамотно и красиво рассказать о том, как все устроено.

О проблемах экологического кино на Западе

Все медиа функционируют как рынок. Фильмы, которые не смотрят, не покупаются. А фильмы, которые не покупают, не на что снимать. Это означает, что если на одну и ту же тему снято много фильмов, то тема теряет ценность.

Например, сейчас самая горячая тема — это мусор в море, в частности, военные отходы. Как только она возникла, было снято несколько документальных фильмов. Дальше снимать было невозможно. Неинтересно. Режиссер должен найти новый аспект освещения событий, освежить подачу. Но это очень тяжело. Долго работать с темой можно только в том случае, если со стороны общественности есть огромный интерес.

Например, пластик — тема, популярная не только в Германии. Интерес к пластику появился после выхода фильма Вернера Бооте «Пластиковая планета» (Plastic Planet). Стало возникать много новых вопросов: люди стали спрашивать, что в дальнейшем происходит с пластиком, куда он девается. Отвечая на эти вопросы, можно снимать новые фильмы. Так и появился фильм о мусоре в море.

Среди сложностей, с которыми сталкиваются режиссеры — препятствия со стороны фирм. Например, организации, работающие с пластиком, не готовы рассказывать, какие элементы содержатся в пластике. Еще очень важна работа редактора фильма. Если найти хорошего редактора и убедить его, что тема крутая, то дело сделано. Однако это тоже трудно, ведь по-настоящему талантливых ребят – единицы.

Но несмотря на трудности, все-таки у меня есть ощущение, что снимать экологические фильмы становится модно. Германия находится в том положении, когда население все больше и больше узнает про экологию. 10 лет назад было трудно себе представить биоеду и раздельный сбор мусора, а сейчас это стало стандартом, и это удивительно.

О любимом фильме на экологическую тему

Многие фильмы, актуальные с точки зрения экологии, не фокусируются только на ней. Однако, экологическая тематика придает фильму социальную значимость и привлекает к нему внимание общественности. Своим любимым я могу назвать фильм «Корпорация» (The Corporation) режиссеров Марка Ахбара и Дженнифер Эбботт.

Речь в нем идет о крупных организациях: о том, сколько вреда их деятельность наносит окружающей среде и как невыгодно для бизнеса предотвращать ущерб природе. Кроме того, мне очень нравится кинолента «Пластиковая планета» (Plastic Planet) режиссера Вернера Бооте (Werner Boote), который также принимал участие в «Экочашке 2015».

Об экологическом сознании

Первые шаги в переходе к экологическому сознанию очень просты: не бросайте пластик в воду, не перегревайте квартиру, когда в ней открыты окна. И поменьше садитесь за руль своей машины. Да, я знаю, что в России пока с этим серьезные трудности, однако все впереди. В Германии мы тоже долго формировали культуру уважения к окружающей среде. В России нужно создать стимул и повысить привлекательность экологических идей. Сформировать основы бережного отношения к природе не очень сложно. И самое важное, на мой взгляд, это интересоваться и анализировать разную информацию. Это основной посыл всей моей работы.

Максимилиан Мёнх – немецкий режиссер документального кино из Берлина. Приглашен в Москву на фестиваль «ЭКОчашка 2015» при поддержке Гёте-Института в Москве

Помощь в подготовке текста: Сергей Хомутинников. Фото (1): Алёна Кузнецова. 

Смотреть далее: 10 главных фильмов Ecocup Film Festival в Москве



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
t.me/recyclemagru