Как в Новосибирске перерабатывают старые шины
Около двух тысяч старых покрышек в месяц утилизирует завод по переработке шин в Новосибирске. За полтора года работы здесь дали вторую жизнь более чем тридцати двум тысячам отработавших свое покрышек.
ООО «Экошина» в Новосибирской области не единственное предприятие по утилизации шин — есть еще 3-4 таких завода в регионе. Однако места на рынке хватает всем — старых покрышек в городе, где проживает полтора миллиона человек, многие из которых владеют собственным автомобилем, достаточно.
Раньше утилизировать их было проблемой: на полигоны резину не принимают, а специальных предприятий по переработке шин не было. Многие бросали старые покрышки в лесу или использовали для создания клумб и дворовых архитектурных форм. Это очень неэкологично - при разложении резина выделяет токсичные вещества, которые отравляют окружающую среду. Кроме того, шины легко воспламеняются, в некоторых случаях они могут тлеть в течение нескольких недель.
Не так давно все изменилось: в Новосибирске открыты пункты приема старых покрышек. Сдать их сюда могут владельцы легковых автомобилей. А вот утилизацией покрышек для колес грузового транспорта занимается ООО «Экошина»
— Нам сдают шины крупные организации, например, «Искитимцемент», государственные структуры, которые вынуждены утилизировать шины, — рассказывает Алексей Мальцев, генеральный директор ООО «Экошина». — В свою очередь от нас они получают соответствующие документы и отчитываются перед экологами об утилизации. Когда не хватает сырья, едем на шиномонтажки и там собираем колеса. Шиномонтаж нам бесплатно отдает шины — им тоже некуда их девать. Некоторые даже нам платят за утилизацию, ведь они тоже не могут их просто выкинуть, а на полигоны резину не принимают.
Частные лица на завод шины сдают редко. В первую очередь потому, что «Экошина» работает только с покрышками для грузовых автомобилей. От легковых слишком много мусора и мало резины, объясняет Алексей. Среди новосибирских заводов есть и такие, которые работают с резиной от легковых автомобилей — это предприятия, использующие пиролизный способ переработки. «Экошина» же работает с механическим способом.
— Когда шины поступают к нам, они разрезаются на части, потом отправляются в измельчитель, где происходит отделение металла и текстиля от резины, — объясняет Алексей принципы работы. — Дальше измельченная крошка поступает на вибросито, где разделяется на фракции по размерам: мелкая, средняя, крупная — и рассыпается по мешкам. Текстиль от шин выкидывается, металл отчасти сдается. Отчасти потому, что металоприемщики неохотно берут его. Дело в том, что как правило металл от шин не переплавляется, а сгорает, поэтому им невыгодно его принимать.
В среднем завод перерабатывает 100-150 тонн шин в месяц. Одна шина для грузового автомобиля весит 30-50 килограмм, а в месяц получается утилизировать около 2000 покрышек. Крошка, полученная из них, отправляется на другие предприятия, работающие с таким материалом.
Часть же обрабатывается прямо на месте: «Экошина» делает из старых покрышек резиновую плитку, которую можно использовать как покрытие на детских площадках, на беговых дорожках, в спортзалах. Крошку же покупают и местные предприятия и производства на Сахалине, в Крыму.
Фото: ООО «Экошина».