Пермский экоактивист развивает раздельный сбор отходов в деревне
сортировка отходов экоактивизм

Пермский экоактивист развивает раздельный сбор отходов в деревне

Для жителей многих стран сортировка отходов уже вошла в привычку, но для большей части россиян это скорее ноу-хау. Особенно, если речь о небольших населенных пунктах. С одной стороны – отсутствие понимания у населения зачем это нужно, с другой – нет «двигателей прогресса» из своих. В результате – мусор проще сжечь, чем рассортировать и вывезти.

Село Калино в Пермском крае не отличается от тысяч провинциальных сел – те же дороги, те же проблемы. Однако есть в нем то, вернее тот, кто не готов мириться с происходящим. Особенно с мусором. И этот человек – экоактивист Алексей Головкин. Он не просто развивает раздельный сбор отходов, но и занимается экопросвещением.

От кальянной – до экоактивизма

Алексею Головкину 33 года. Калино – его родное село, здесь он родился и вырос. В разное время работал то слесарем на железной дороге, то бригадиром в колесном цехе, потом, после окончания института, инженером.

Но все не то. Ему не нравилось просто «перекладывать бумажки». Да и пользы от своей работы он не видел. Хватило его на год – потом уволился. Немного пожил в Ярославле, работал на стройке, но после травмы решил, что нужно искать призвание и свое место в мире.

Поначалу хотел то кальянную, то написал бизнес-план по открытию сети быстрого питания. В последнем случае придумал использование оборотной тары – когда покупатель приобретает товар в многоразовой упаковке или приносит свою посуду.

Алексей не сомневается, что у него все бы получилось, но нужен был стартовый капитал, отсутствие которого все тормозило. Партнеров на реализацию такой необычной задумки он найти не смог. От идеи пришлось отказаться.

Тогда же он узнал о проекте «Экомобиль» в Ярославле и стал частым участником мероприятий. С этого начался его путь в экологию и волонтерство.

Работа с мышлением

Алексей вернулся в родное Калино, чтобы внедрять полученные знания и навыки.

«Пластик – это та же самая нефть, за которую люди борются во всём мире. Получается, что ты её просто выбрасываешь на помойку. – Я заметил, сколько произвожу отходов, когда начал их разделять. Все эти ресурсы будут просто погребены, загрязняя окружающую среду», - рассуждает экоактивист.

Сегодня население Калино - 1,5 тысячи человек. В основном – это пенсионеры или предпенсионного возраста. Работы нет, ближайший город находится в 15 километрах. Молодёжь стремится «поближе к цивилизации». Но пока еще есть детский сад и школа.

«В глубинке работает стереотип, что отходы – это ненужный мусор, грязь. С этим не надо связываться. Некоторые его даже до урны донести не могут. Особенно это видно весной. Администрация выделяет деньги на уборщика, но о раздельном сборе приходится только мечтать. Поэтому тут нужна работа с мышлением», – уверен экоактивист.

Был опыт проведения занятий для школьников и ребятишек в детском саду, но особого отклика это не вызвало. Алексей считает, что все дело в отсутствии у него педагогического образования. Удержать внимание целого класса трудно, а педагоги его идеи не оценили.

Сам гружу, сам вожу

Однако Алексей решил не сдаваться и придумал внедрять практику раздельного сбора отходов с магазинов. Шесть из десяти точек собирали картон и плёнку, сдавали на переработку. Остальные же собственники выбрасывали или сжигали. Алексей договорился с ними, чтобы забирать сырьё.

Специально для этого купил он грузовую машину и стал самостоятельно забирать мусор. Опять же - договорился с компанией по переработке. Вырученные деньги он вкладывает в ремонт машины.

Помимо этого, еженедельно он посещает три точки в селе и забирает несколько видов пластика, картон и макулатуру от жителей. Всего удалось вывезти на переработку около 2,5 тонны отходов. В основном его сдавали активные люди среднего и старшего возрастов.

«Их можно пересчитать по пальцам руки. Но остальным всё равно, они не хотят интересоваться. Обратной связи я почти не получаю, хотя иногда надо мной посмеиваются. Но это не страшно, главное, что не бьют», – говорит Алексей.

Он обращался к организации, которая обслуживает сетки для пластика в ближайшем городе, с просьбой о поддержке и установке контейнеров. Но там сказали, что это нерентабельно, и отказали. На создание инфраструктуры нужны деньги, а у Алексея нет. Сейчас он работает агентом по списанию электрических счётчиков.

«Все надеются на какого-то дядю, который придёт и создаст инфраструктуру. Это вложить собственные средства на свой страх и риск, чтобы потом их не сломали, не украли, не испачкали, а ещё верно всё сортировали и потом обеспечивали. Пока не готов на это пойти», – объясняет экоактивист.

Иногда, говорит, что опускаются руки – без поддержки и единомышленников трудно. Подумывал Алексей и о переезде в ближайший город, но каждый раз он отказывается от этой идеи.

«Не знаю, почему я взял на себя такую ответственность. Но, наверное, переехать будет лёгким путём. А кто тогда здесь останется?» – говорит экоактивист и продолжает делать то, что может.